Ростест
en
+74951298625
(495) 150 70 00
Риск-ориентированный подход в экспортном комплаенс-менеджменте

Риск-ориентированный подход в экспортном комплаенс-менеджменте

21 мая Академия РОСТЕСТ провела вебинар, посвященный теме комплаенса, “Риск-ориентированный подход в экспортном комплаенс-менеджменте”. Юрисконсульт АО “РОСТЕСТ” Юлия Васильцюн и заместитель генерального директора по комплаенсу АО “РОСТЕСТ” Ольга Есаулова рассказали, что такое комплаенс-менеджмент, и какое значение для организации может обрести комплаенс после вступления в силу Федерального закона № 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”.

Бизнес подчиняется большому количеству нормативных правовых актов. В отношении одной сферы деятельности устанавливаются обязательные требования множеством документов, в том числе техническими регламентами, что, конечно, влечет большую административную нагрузку.

1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон № 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”. Закон меняет подход к осуществлению государственного контроля (надзора).

Реформа государственного контроля (надзора) позволит контрольным (надзорным) органам признавать недействительными декларации о соответствии, сертификаты соответствия и результаты деятельности испытательных лабораторий.

На территории Российской Федерации уже сложилась судебная практика о признании недействительными разрешительных документов, выданных на основании протоколов испытательных лабораторий стран ЕАЭС. В рамках нескольких дел по административным искам были признаны недействительными с даты выдачи более 300 разрешительных документов, и это не единичный случай.

Со вступлением в силу Федерального закона № 248-ФЗ и без того немалая административная нагрузка на бизнес может возрасти.

Федеральный закон № 248-ФЗ закрепляет риск-ориентированный подход к контрольно-надзорной деятельности. Он предполагает, что контрольные (надзорные) органы будут определять интенсивность и объем профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий, исходя из категории риска причинения вреда или ущерба охраняемым законом ценностям. Для реализации положений Федерального закона № 248-ФЗ контрольно-надзорные органы разрабатывают положения о видах государственного контроля и надзора, в которые включают основные положения о порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий, информацию о профилактических мероприятиях, а также положения о порядке оценки добросовестности контролируемых лиц и отнесения их к той или иной категории риска. Чем выше риск, тем чаще будут проверки.

Как отметила Юлия Васильцюн, KPI контрольных (надзорных) органов – это предотвращение, а не выявление нарушений.

Государство встает на путь доверия бизнесу. Федеральный закон № 248-ФЗ содержит такое понятие, как добросовестность контролируемого лица. Если организация или предприниматель отвечают всем критериям добросовестного контролируемого лица, то они могут рассчитывать на отнесение к наименьшей категории риска. Для этого им потребуется продемонстрировать соблюдение всех обязательных требований и наличие определенной системы, обеспечивающей это соблюдение. В качестве одного из критериев отнесения контролируемого лица к добросовестному, закон предусматривает прохождение независимой оценки соблюдения обязательных требований компетентной третьей стороной.

За границей риск-ориентированный подход очень распространен. Рано или поздно систему оценки, предотвращения и минимизации рисков необходимо будет, в той или иной степени, внедрять повсеместно.

В международной практике контроль и управление рисками, возникающими из-за несоблюдения законодательных норм, называется общим словом сompliance.

В переводе с английского сompliance – это соответствие. Комплаенс может быть налоговым, банковским, антимонопольным, антикоррупционным, этическим и др.

Услуга “Комплаенс продукции и процессов” от АО “РОСТЕСТ” – оценка выполнения норм действующего законодательства в сфере технического регулирования в части обязательных требований к продукции и процессам, правил и процедур оценки (подтверждения) соответствия первой стороной. Заявители на декларирование уже воспользовались этой услугой. Ее следует рассматривать как инструмент снижения рисков несоответствия, связанных с самодекларированием. При самодекларировании такие риски возникают из-за ошибок заявителей при идентификации продукции, неполного или неверного выбора методов испытаний, подачи при регистрации декларации о соответствии неполного комплекта документов и сведений.

Система комплаенса позволяет управлять рисками верифицированной информации о соответствии деятельности и результатов деятельности хозяйствующего субъекта обязательным требованиям.

Новое направление работы РОСТЕСТа – развитие национальной системы экспортного комплаенса и интеграция ее в евразийское и мировое пространство.

Экспортный комплаенс является инструментом управления рисками экспортно-импортных отношений, связанными с несоответствием международному законодательству, финансовыми операциями, преодолением тарифных и нетарифных барьеров.

РОСТЕСТ предлагает экспортерам получить сертификат комплаентарности, признаваемый в мире. Наличие статуса комплаентарности у российского экспортера значительно облегчит продвижение его товара на европейский рынок. Комплаентарность экспортера означает, что им строго соблюдены требования российского законодательства и законодательства страны экспорта, что подтверждено независимой стороной. Для организаций, имеющих сертификат комплаентарности, облегчаются экспортные процедуры, снижаются пошлины, предоставляются различные льготы и преференции.

За основу развития национальной системы экспортного комплаенса берется европейский опыт. Еще 25 лет назад в Европейском союзе был создан Европейский институт экспортного комплаенса, ставший для европейских товаров и услуг проводником на международный рынок. На базе института заработала система анализа рисков и снятия угроз разного уровня, введена единая кодификация товаров. К системе были подключены контролирующие органы стран, участвующие в программе экспортного комплаенса, и между ними налажен обмен информацией. Как отметила Ольга Есаулова, в первую очередь система экспортного комплаенса была создана в интересах бизнеса, для упрощения процессов оценки рисков и прозрачности деятельности. По модели европейской системы экспортного комплаенса развивается и российский аналог.

Чтобы раскрыть суть системы, Ольга Есаулова рассказала, что такое комплаенс-менеджмент. Комплаенс-менеджмент – непрерывный процесс планирования, организации, контроля и управления деятельностью, который обеспечивает соответствие организации принятым правилам, законам, процедурам. Комплаенс-менеджмент является частью общеорганизационного управления бизнесом. В основе любого комплаенс-менеджмента – оценка комплаенс-рисков, то есть рисков несоответствия обязательным требованиям. Оценка включает изучение организации и идентификацию неотъемлемых рисков, определение уровня и достаточности их контроля, приоритизацию областей рисков.

Ключевую роль в комплаенс-менеджменте играет комплаенс-менеджер. Функции комплаенс-менеджера достаточно широки, он:

– следит за выполнением обязательных норм и правил;

– анализирует риски;

– информирует о них высшее руководство и консультирует его в принятии стратегических решений: быть ли конкретной сделке или нет.

Как отметила Ольга Есаулова, комплаенс-менеджер – одна из важных персон в организации. Это и юрист, и экономист, и технический директор в одном лице.

В рамках комплаенса, РОСТЕСТ предлагает решение, в котором ваш комплаенс-менеджер или другой сотрудник компании подключается к единой информационной системе мирового уровня. В этой системе для него будет доступен структурированный массив информации обо всех рисках: банковских, политических, санкционных. Он сможет:

– пользоваться специально подготовленной программной матрицей рисков;

– принимать решения, основанные на верифицированных данных;

– узнавать, какие нормативные документы приняты контролирующими органами, как происходит передача данных из одного ведомства в другое;

– взаимодействовать с должностными лицами контролирующих органов.

Система помогает составить дорожную карту безопасного движения товара или услуги и предлагает государству, науке и бизнесу единый язык общения, подчеркнула спикер.

РОСТЕСТ приглашает партнеров и коллег к обучению комплаенс-менеджменту, развитию и совершенствованию системы экспортного комплаенса.

Комплаентарность продукции, услуги или организации – доказательство ответственного отношения собственника бизнеса к соблюдению обязательных норм, позволяющее повысить уровень доверия партнеров и надзорных органов.

Критерии оценки добросовестности при определении категории риска мотивируют контролируемых лиц к разработке и внедрению результативных систем внутреннего контроля, к созданию условий для обеспечения соответствия своей деятельности и результатов своей деятельности обязательным требованиям.

Успешная сертификация объектов контроля в системе комплаенса относится к критериям оценки добросовестности контролируемых лиц при определении категории риска относительно их деятельности и результатов их деятельности. В качестве подтверждающей добросовестность контролируемого лица независимой оценки соблюдения обязательных требований компетентной третьей стороной, в том числе выступает сертификат комплаентарности.

Подробности об услуге комплаенса, в том числе экспортного, можно узнать, заполнив заявку на нашем сайте: https://rtmsk.ru/kontakty/. С вами свяжется менеджер и ответит на все вопросы.

Читайте также:

Экспортный комплаенс: выход на экспорт без рисков и потерь

Комплаенс в оценке соответствия как инструмент снижения рисков

Новые полномочия надзорных органов и неуправляемые риски