Ростест
en
+74951298625
(495) 150 70 00
Новые полномочия надзорных органов и неуправляемые риски

Новые полномочия надзорных органов и неуправляемые риски

Отзывы о мероприятии

Новая редакция Федерального закона № 184-ФЗ “О техническом регулировании” наделяет органы государственного контроля (надзора) полномочиями признавать недействительными сертификаты соответствия и декларации о соответствии. Во исполнение нововведений Федерального закона № 184-ФЗ, вступающих в силу преимущественно с 21 июня 2021 года, Правительство Российской Федерации готовит в том числе проекты постановлений:

– “О порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными и порядке приостановления, возобновления и прекращения действия сертификатов соответствия, признания их недействительными”;

– “О порядке принятия национальным органом по аккредитации решения о признании недействительными документов, выданных аккредитованными испытательными лабораториями в результате их деятельности”;

– “О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. № 1856 “О порядке формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за предоставление таких сведений”.

Чтобы прояснить предстоящие изменения, Академия РОСТЕСТ провела вебинар “Готовимся к 1 сентября. Новые полномочия надзорных органов и неуправляемые риски финансовых и репутационных потерь: приостановление, прекращение действия сертификатов и деклараций; признание недействительными сертификатов и деклараций задним числом”. И. о. генерального директора АО “РОСТЕСТ” Нина Мощенская и юрисконсульт АО “РОСТЕСТ” Юлия Васильцюн рассказали, что поменяется в порядке регистрации деклараций о соответствии, в порядке ведения единого реестра деклараций о соответствии и сертификатов соответствия, как и в каких случаях органы надзора могут признать недействительными сертификаты и декларации, прекращать и приостанавливать их действие и какие могут быть связаны с этим риски. Также спикеры рассказали о правилах определения предельного объема сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, и о том, как такой предельный объем повлияет на заявителей.

Статус сертификатов и деклараций “недействителен” появится во ФГИС Росаккредитации после вступления в силу изменений в постановление Правительства РФ № 1856


Кто может приостанавливать и прекращать действие сертификатов соответствия и деклараций о соответствии и признавать их недействительными

Приостановить действие сертификата или декларации могут:

– заявитель,

– орган по сертификации,

– орган надзора за обращением продукции на рынке,

– Росаккредитация как орган надзора за деятельностью аккредитованных лиц.

Действие сертификата по решению заявителя приостанавливает и возобновляет орган по сертификации. Орган по сертификации вправе принять самостоятельное решение о приостановлении или прекращении действия сертификата и последующем возобновлении его действия. Основание для такого решения, например, результаты инспекционного контроля. А вот возможность заявителю самостоятельно возобновлять действие декларации в проекте постановления о порядке приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными не предусмотрена. Спикеры отметили, что такая возможность должна быть предоставлена, так как заявитель может приостановить действие декларации о соответствии по причинам, не связанным с соответствием продукции обязательным требованиям, например в результате приостановки производства, и, соответственно, должен иметь возможность возобновить действие данного документа.

Органы надзора могут признавать декларации и сертификаты недействительными, приостанавливать и прекращать их действие в результате выявленных нарушений. У Росаккредитации также есть право признавать декларации и сертификаты недействительными или приостанавливать их действие.


Как органы надзора принимают решение о приостановке, прекращении действия и признании недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия

Органы надзора принимают соответствующее решение исходя из тяжести выявленного нарушения. Все нарушения можно разделить на две категории:

– нарушение обязательных требований к продукции, документации, процессам;

– нарушение обязательных правил и процедур оценки соответствия.

Если нарушение обязательных требований к продукции и процессам создает угрозу безопасности окружающей среде, здоровью и жизни людей, то орган надзора признает сертификат или декларацию недействительными.

Если угрозы безопасности нет, надзорный орган может выдать лицу, отвечающему за качество продукции, – изготовителю, уполномоченному лицу или импортеру – предписание о приостановке сертификата и декларации и устранении нарушения или же сразу приостановить их действие. Если подконтрольный субъект предписание не выполняет, нарушение не устраняет, орган надзора отменяет действие сертификата или декларации или признает документ недействительным.

Заявитель вправе проверить достоверность и обоснованность выявленного факта нарушения. Мы как орган по сертификации, получив такое предписание, всегда организуем внеплановый инспекционный контроль и проверяем, на основании чего орган надзора зафиксировал нарушение. Если орган надзора принял неверное решение о нарушении – обосновываем и защищаем свою позицию. Во многих случаях претензии органа надзора снимаются.

Если нарушение устранено, действие сертификата или декларации возобновляется. Если нет, то прекращается.


Основания для признания сертификатов соответствия и деклараций о соответствии недействительными

Кроме случаев критических нарушений требований к продукции, недействительными сертификаты и декларации признаются также в случаях, когда не были соблюдены обязательные правила и процедуры оценки соответствия.

Согласно проекту постановления “О порядке приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций и сертификатов, признания их недействительными…”, основаниями для признания недействительными сертификатов и деклараций контрольными (надзорными) органами послужат:

– недостоверные сведения о заявителе и (или) об изготовителе продукции, сборочном заводе, адресах их местонахождения и (или) осуществления деятельности, недостоверные сведения и документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия;

– несоответствие требованиям, установленным к форме деклараций о соответствии и сертификатам соответствия;

– принятие декларации о соответствии лицом, не включенным в круг заявителей, выдача сертификата соответствия лицу, не включенному в круг заявителей;

– выдача сертификата соответствия или принятие декларации о соответствии с нарушением установленных процедур обязательного подтверждения соответствия.

Спикеры отметили, что ответственность за достоверность сведений при оценке соответствия несет заявитель. При декларировании заявитель также несет ответственность за точность соблюдения правил и процедур оценки соответствия. Заявитель должен самостоятельно отслеживать все законодательные изменения. К сожалению, не существует каких-либо руководств по исполнению правил и процедур оценки соответствия, которые собрали бы все требования воедино. Достаточно сложно без соответствующей подготовки учесть требования всех нормативных правовых актов и нормативных актов, устанавливающих обязательные требования к процедуре оценке соответствия продукции и обязательные требования к продукции, обеспечивающие ее безопасность.

Согласно проекту постановления “О порядке приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций и сертификатов, признания их недействительными…”, Росаккредитация посредством форматно-логического контроля в рамках процедур подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий и в ходе контрольных (надзорных) мероприятий в отношении аккредитованных лиц сможет выявлять нарушения, являющиеся основанием для признания недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия.

Основаниями для признания Росаккредитацией деклараций и сертификатов недействительными станут:

– принятие декларации о соответствии или выдача сертификата соответствия с нарушением установленных процедур обязательного подтверждения соответствия;

– несоответствие сведений и документов, содержащихся в едином реестре, требованиям, предъявляемым к сведениям и информации, содержащимся в записи о декларации о соответствии или сертификате соответствия;

– отсутствие в законодательстве требования о том, что соответствие подтверждается в форме принятия декларации о соответствии или в форме выдачи сертификата соответствия;

– выявление случаев, являющихся основанием для принятия решения о признании недействительными документов испытательной лаборатории;

– проведение исследований (испытаний) лабораторией, несоответствующей требованиям избранной схемы декларирования;

– решение о признании протоколов испытаний, послуживших основанием для принятия декларации или выдачи сертификата соответствия, недействительными;

– принятие декларации или выдача сертификата на основании протокола испытаний, на основании которого ранее была принята декларация или выдан сертификат.

Отдельным блоком стоит выделить нарушения, которые связаны с деятельностью аккредитованных лиц. Выявление нарушений органами по сертификации обязательных требований также повлечет признание выданных ими сертификатов недействительными, что непосредственно коснется и заявителей.

Так, основаниями для признания Росаккредитацией сертификатов соответствия недействительными станет:

– прекращение действие аккредитации органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия, если в ходе контрольно-надзорных мероприятий выявлены факты необоснованного решения по расширению области аккредитации (пункт 8, часть 1, статья 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ);

– неисполнение органом по сертификации решения национального органа по аккредитации о признании недействительными результатов своей деятельности в качестве аккредитованного лица;

– выдача сертификата соответствия на основе результатов исследований, испытаний, проведенных не в полном объеме или с использованием ненадлежащих методов испытаний;

– выдача сертификата органом по сертификации в период приостановления действия аккредитации, вне области аккредитации, не включенным в национальную часть единого реестра;

– отсутствие в едином реестре сведений о проведении инспекционного контроля в установленные сроки.

Следует обратить внимание, что сертификаты соответствия и декларации о соответствии признаются недействительными с даты выдачи или регистрации.


Основания для признания недействительными деятельности испытательных лабораторий

В соответствии с проектом постановления Правительства Российской Федерации “О порядке принятия национальным органом по аккредитации решения о признании недействительными результатов деятельности испытательных лабораторий” предлагается закрепить право Росаккредитации принимать решения о признании недействительными протоколов испытаний. Сертификаты и декларации, выданные на основе таких протоколов, также получат статус недействительных. Основаниями для принятия решения о признании недействительными результатов деятельности испытательных лабораторий будут:

– несоответствие отчета лаборатории обязательным требованиям к отчетам;

– выдача испытательной лабораторией отчета без фактического проведения исследований, иных видов работ;

– проведение испытательной лабораторией исследований и измерений вне области аккредитации, в период приостановления действия аккредитации.

Есть отдельные виды нарушения обязательных требований, которые влекут за собой признание недействительными всех отчетов и протоколов испытаний, выданных лабораторией с даты последнего подтверждения компетентности или с даты последнего контрольного (надзорного) мероприятия:

– установление факта отсутствия испытательной лаборатории по месту или местам осуществления деятельности, указанным в реестре аккредитованных лиц;

– неисполнение аккредитованным лицом (или лицом, чья аккредитация была прекращена) решения национального органа по аккредитации о признании недействительными результатов своей деятельности в качестве аккредитованного лица.

Одно основание признания протоколов испытаний недействительными спикеры выделили отдельно. Это проведение испытаний, исследований и измерений продукции не в полном объеме, с нарушением методик исследований, испытаний и измерений или с использованием ненадлежащих методов испытаний, с применением ненадлежащих методов испытаний, с применением ненадлежащего испытательного оборудования, неутвержденного типа или неповеренных средств измерений.

На наш взгляд, такое положение сильно изменит существующую практику, когда заявитель при декларировании обращается в лабораторию с просьбой испытать продукцию по техническому регламенту. При этом никаких программ испытаний у него нет и методики испытаний он не подбирал. Он надеется, что лаборатория проведет все необходимые испытания в строгом соответствии со всеми предъявляемыми требованиями. Однако идентификация продукции, составление программы испытаний, выявление обязательных требований, применимых к конкретной продукции, не входит в зону компетенции лаборатории. Все это – компетенция органа по сертификации.

Безрисковый путь – проводить испытания по техническому заданию, составленному органом по сертификации. В таком случае всю ответственность за полноту испытаний и выбор методик несет орган по сертификации.

Новые императивные нормы о признании недействительными сертификатов соответствия и деклараций о соответствии с даты их выдачи/регистрации скрывают дополнительные риски. Если сертификат или декларация признаются недействительными задним числом, это означает, что заявитель незаконно ввозил и реализовывал товар весь срок, пока сертификат соответствия или декларация о соответствии действовали. Такая ситуация, несомненно, повлечет для него значительные финансовые и репутационные потери.

 

Подробнее о рассмотренных проектах читайте:

Порядок признания недействительными сертификатов и деклараций

Что поменяется в порядке регистрации деклараций о соответствии? 

Недействительные протоколы испытательных лабораторий