Ростест
en
+74951298625
(495) 150 70 00
Обязательная сертификация в соответствии с п. 3 статьи 46 № 184-ФЗ

Обязательная сертификация в соответствии с п. 3 статьи 46 № 184-ФЗ

Отзывы о мероприятии

29 июля Академия РОСТЕСТ провела вебинар “Изменение порядка обязательной сертификации и декларирования продукции из перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982”.

Начало релиза о мероприятии можно посмотреть здесь:

https://rtmsk.ru/dajdzhest/chto_pomenyaetsya_v_poryadke_otsenki_sootvetstviya_produktsii_iz_perechny...

Спикеры напомнили о том, что национальные стандарты преимущественно применяются на добровольной основе, но если на стандарт имеется ссылка в нормативном правовом акте, то такой стандарт становится обязательным к применению. Проект постановления содержит ссылки на следующие стандарты, обязательные к применению при сертификации:

– ГОСТ Р 53603-2020 “Оценка соответствия. Схемы сертификации продукции в Российской Федерации”;

– ГОСТ Р 55469-2020 “Оценка соответствия. Пример схемы сертификации материальной продукции”;

– ГОСТ Р 58973-2020 “Правила к оформлению протоколов испытаний”;

– ГОСТ Р 58972-2020 “Оценка соответствия. Общие правила отбора образцов для испытаний продукции при подтверждении соответствия”;

– ГОСТ Р 58984-2020 “Оценка соответствия. Порядок проведения инспекционного контроля в процедурах сертификации”;

– ГОСТ Р 54293-2020 “Анализ состояния производства при подтверждении соответствия”;

– ГОСТ Р 33981-2016 “Оценка соответствия. Исследование проекта продукции”;

– ГОСТ Р 58987-2020 “Оценка соответствия. Исследования типа продукции в целях оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза”;

– ГОСТ Р 56541-2015 “Оценка соответствия. Общие правила идентификации продукции для целей оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза”.

Сертификация продукции осуществляется по схемам сертификации в соответствии с ГОСТ Р 53603-2020 “Оценка соответствия. Схемы сертификации продукции в Российской Федерации”.

Спикеры отметили, что приведенные в стандарте схемы сертификации позаимствованы из иностранных модулей, впервые применяются в Российской Федерации, сложны в понимании и применении и не все органы по сертификации способны правильно их идентифицировать. Эксперты также напомнили, что применение неподходящей схемы сертификации может послужить основанием для признания недействительным разрешительного документа. Также спикеры отметили, что в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 некоторая продукция подлежит оценке соответствия с обязательными условиями, например: “…при наличии у изготовителя (продавца) протокола исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной в установленном порядке испытательной лаборатории (центре), или при наличии у изготовителя сертификата системы качества”. Таким образом, необходимо идентифицировать подходящую схему оценки (подтверждения) соответствия из соответствующих ГОСТов с учетом требований постановления Правительства РФ от 01.12.2009 № 982, что достаточно сложно сделать без специальных навыков и опыта работы со схемами из иностранных модулей.

 

Новые требования к заявке на сертификацию

К стандартной информации, которую предоставляет заявитель в заявке на сертификацию, проект постановления добавляет требование об указании банковских реквизитов заявителя.

В заявке должны быть указаны должность, фамилия, имя и отчество (при наличии) руководителя юридического лица или лица организации-заявителя, уполномоченного обращаться в орган по сертификации с заявкой (с указанием наименования и реквизитов уполномочивающего документа).

Для продукции, произведенной за пределами территории Российской Федерации и территорий стран – членов Евразийского экономического союза, потребуется указать код GLN. При отсутствии сведений о GLN указывается иной индивидуальный идентификатор, позволяющий в автоматическом режиме осуществить идентификацию местонахождения изготовителя продукции, адреса(-ов) места (мест) осуществления деятельности по изготовлению продукции или же указываются определяемые по сигналам Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) географические (геоцентрические) координаты места (мест) осуществления деятельности по изготовлению продукции.

В сведениях о продукции дополнительно указывается глобальный идентификационный номер торговой единицы (GTIN) (при наличии, по выбору заявителя).

Если продукция была изготовлена по заказу на производственных площадках иных юридических и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, то в заявке на сертификацию указывается полное наименование исполнителя заказа, его местонахождение (адрес юридического лица) и адрес(а) места осуществления деятельности по изготовлению продукции.

Копии документов, прилагаемых к заявке на сертификацию, заверяются подписью и печатью заявителя (для индивидуального предпринимателя при наличии печати) или усиленной квалифицированной электронной подписью. Новое требование – все документы, оформленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык. Переводы разрешается заверять подписью и печатью заявителя (для индивидуального предпринимателя при наличии печати).

Срок рассмотрения заявки установлен достаточно большой – 20 рабочих дней.

При отрицательном результате рассмотрения заявки орган по сертификации в течение трех рабочих дней уведомляет заявителя об отказе в проведении работ по сертификации с указанием причины отказа либо о необходимости доработки заявки или дополнения комплекта документов.

При положительном результате рассмотрения заявки орган по сертификации также в течение трех рабочих дней уведомляет заявителя о принятом решении и необходимых мероприятиях, связанных с проведением оценки соответствия.

Все уведомления должны быть либо вручены заявителю непосредственно, либо направлены заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

По результатам проведенной оценки соответствия орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия или об отказе в выдаче сертификата соответствия с указанием соответствующих причин и также в течение трех рабочих дней уведомляет об этом заявителя.

 

Передача сертификата и прав по проведению инспекционного контроля

Если аккредитация органа по сертификации приостановлена, прекращена или сокращена, то заявитель вправе обратиться в другой орган по сертификации. При этом он должен получить в том органе по сертификации, который проводил оценку соответствия, доказательственные материалы, полученные до принятия решения о приостановлении, прекращении или сокращении области аккредитации этого органа по сертификации. Причем такие доказательственные материалы определены в проекте постановления достаточно кратко:

-  акт отбора;

- направление в испытательную лабораторию;

- акт анализа состояния производства;

- протоколы испытаний и (или) другие документы, требуемые схемой сертификации.

Спикеры обратили внимание: объем документов по оценке соответствия всегда разный и нет универсального решения в зависимости от схемы или вида продукции. Заявитель может не всегда понимать и знать, какой комплект документов в соответствии со схемой сертификации будет являться достаточным, чтобы передать его другому органу по сертификации.

Получив у другого органа по сертификации доказательственные материалы, заявитель должен заключать договор с иным аккредитованным органом по сертификации с действующей на момент заключения договора областью аккредитации, распространяющейся на сертифицируемую продукцию, и приложить полученные доказательственные материалы.

Орган по сертификации, с которым заключен такой договор, при принятии решения о выдаче сертификата соответствия вправе использовать в качестве доказательственных материалов протоколы и (или) другие документы, полученные в ходе ранее проведенных работ от аккредитованного органа по сертификации с действующей на момент выдачи сертификата областью аккредитации.

Орган по сертификации, с которым заключен договор о передаче материалов, пользуется всеми правами и несет все обязанности и ответственность, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации для органа по сертификации.

Спикеры подчеркнули: принятие прав и обязанностей по чужим сертификатам соответствия для органа по сертификации – это большие риски. Органу по сертификации гораздо безопаснее провести оценку (подтверждение) соответствия самостоятельно при соблюдении всех обязательных процедур и всесторонне оценить продукцию, чем довериться результатам оценки другого аккредитованного лица, область аккредитации которого была прекращена или приостановлена.

Также спикеры напомнили, что в соответствии с № 184-ФЗ органы по сертификации обязаны передавать во ФГИС Росаккредитации результаты инспекционного контроля. В том числе по всем действующим сертификатам соответствия результаты инспекционного контроля должны быть переданы в течение 90 дней со дня вступления в силу Федерального закона от 22.12.2020 № 460-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О техническом регулировании” и Федеральный закон “О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”. Отсутствие сведений об инспекционном контроле по действующим сертификатам соответствия является самостоятельным основанием для принятия решения Росаккредитацией о признании сертификата соответствия недействительным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.06.2021 № 936 “О порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными и порядке приостановления, возобновления и прекращения действия сертификатов соответствия, признания их недействительными”.

 

Замена сертификата соответствия

Возможность заменить сертификат соответствия без проведения дополнительных процедур по оценке соответствия впервые закреплена в нормативном правовом документе на национальном уровне. Замена сертификата соответствия была предусмотрена типовыми схемами, утвержденными решением Совета ЕЭК от 18.04.2018 № 44. Однако полноценно при оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза / Евразийского экономического союза типовые схемы не применяются, поскольку имплементированы пока лишь в некоторые технические регламенты ЕАЭС.

Постановлением Правительства РФ “Об утверждении Порядка обязательного подтверждения соответствия в отношении продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона “О техническом регулировании” от 24 июля 2021 года № 1265 определены те же, что и в решении № 44, основания для замены сертификата соответствия и (или) приложений к нему в течение срока его действия по инициативе заявителя без проведения дополнительных процедур оценки:

- выявление в сертификате соответствия и приложениях к нему ошибок (опечаток);

- изменение организационно-правовой формы, местонахождения (адреса юридического лица), адреса места осуществления деятельности (в случае если адреса различаются), номера телефона и (или) адреса электронной почты заявителя;

- изменение организационно-правовой формы, местонахождения (адреса юридического лица) изготовителя;

- изменение кода (кодов) продукции ТН ВЭД ЕАЭС;

- сокращение количества адресов мест осуществления деятельности по изготовлению продукции.

Продолжение: 

"Обязательное декларирование в соответствии с п. 3 статьи 46 № 184-ФЗ"

"Каким знаком маркировать продукцию?"