Постановление Правительства РФ № 353. Как бизнесу использовать новые возможности? Часть 2
Декларирование с “особенностями”
Согласно п. 6 приложения 18 постановления Правительства РФ № 353, до 1 сентября 2022 года в отношении продукции, подлежащей оценке соответствия обязательным требованиям в форме сертификации или декларирования соответствия на основании доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра), допускается проведение оценки соответствия обязательным требованиям в форме декларирования соответствия на основании собственных доказательств заявителя.
Федеральная таможенная служба в уже упомянутом информационном письме называет декларацию на основании собственных доказательств, оформленную по п. 6 приложения 18 постановления Правительства РФ № 353, декларацией с особенностями. В том же письме поясняется, что декларирование “с особенностями” применяется в целях ввоза в РФ продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия обязательным требованиям, в отношении которой до вступления в силу постановления Правительства РФ № 353 не были получены (приняты) документы об оценке соответствия, то есть впервые вводимой в обращение на территории Российской Федерации продукции.
Какие особенности есть у такого декларирования? Декларирование соответствия согласно п. 6 приложения 18 не допускается проводить для продукции, перечень которой формирует Минпромторг с учетом степени риска причинения той или иной продукцией вреда жизни и здоровью пользователей. Проект перечня размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (regulation.gov.ru). Идет доработка и согласование перечня.
Декларацию о соответствии по упрощенной схеме можно будет оформить только для партии продукции или единичного изделия. Срок действия декларации о соответствии, принятой по упрощенной схеме, ограничен – не более шести месяцев. На продукцию, выпущенную по такой декларации, не разрешается наносить знаки обращения ЕАС и СТР, и продукция не может обращаться на территории иных стран – участниц ЕАЭС, кроме РФ.
Спикеры (ссылка на 1-ю статью) рассказали о некоторых нюансах принятия декларации согласно п. 6 приложения 18.
Заявитель должен подготовить обязательный комплект документов и сведений, послуживших основанием для принятия декларации о соответствии:
– копию контракта (договора поставки) и товаросопроводительные документы, идентифицирующие партию продукции или единичное изделие;
– копию эксплуатационных документов (при наличии);
– описание принятых технических решений и результатов оценки рисков, подтверждающих выполнение обязательных требований;
– список стандартов с указанием их обозначений и наименований, а также разделов (пунктов, подпунктов) (в случае их применения при производстве продукции);
– иные документы по выбору заявителя, послужившие основанием для принятия декларации о соответствии, в качестве которых могут быть представлены в том числе сертификаты соответствия (иные документы, подтверждающие соответствие продукции), полученные в рамках систем подтверждения соответствия третьих стран, и (или) протоколы исследований (испытаний) и измерений образцов (проб) продукции, проведенных в испытательных лабораториях третьих стран.
В абз. 5 пп. “в” п. 6 приложения № 18 к постановлению Правительства РФ № 353 слово “стандарты” следует читать по смыслу Федерального закона “О стандартизации в Российской Федерации” от 29.06.2015 № 162-ФЗ, т. е. подразумевается, что при производстве продукции применялись документы национальной системы стандартизации – только национальные и межгосударственные стандарты или стандарты, включенные в перечни к техническим регламентам. Поэтому данный пункт для продукции иностранного происхождения практически невыполним, крайне редко иностранные производства применяют национальные стандарты РФ (производство по заказу).
Описание принятых технических решений и результатов оценки рисков, подтверждающих выполнение обязательных требований, обязательно понадобится. К сожалению, как отметили спикеры, подготовка такого документа связана со сложной и комплексной работой и для заявителей обычно представляет определенные трудности.
Оценка риска проводится на стадии разработки технического проекта (технического решения изготовителя). При этом документ об оценке риска должен предусмотреть все возможные риски причинения вреда охраняемым законом ценностям и несоответствия продукции обязательным требованиям. Для заявителя самостоятельно и даже с привлечением компетентных третьих лиц практически невозможно провести оценку риска в соответствии со всеми установленными правилами и процедурами.
В качестве примера можно привести пищевую продукцию. В соответствии с ТР ТС 021/2011 безопасность пищевой продукции – состояние пищевой продукции, свидетельствующее об отсутствии недопустимого риска, связанного с вредным воздействием на человека и будущие поколения. В рамках оценки риска пищевой продукции анализируется степень химического воздействия, возможное немедленное, и/или временное, и/или длительное воздействие вещества не только на здоровье потребителя, но и на последующие поколения. Оценку риска, включая оценку экспозиции (возможные пути поступления в организм) и зависимость доза – ответ (реакция организма на определенную дозу вещества), проводят специальные уполномоченные органы. Оценка воздействия веществ на будущие поколения не может быть проведена в конкретный момент времени, это процесс, который может занять годы или десятки лет.
Документами, которые упоминаются в последнем пункте приведенного списка, могут служить сертификаты, полученные в международных системах сертификации, а также протоколы испытаний, полученные в аккредитованных лабораториях третьих стран. При этом Росаккредитация в инструкциях о порядке декларирования с “особенностями” однозначно указала на необходимость передачи во ФГИС всех вышеперечисленных документов и обязательно протоколов испытаний, проведенных в испытательных лабораториях третьих стран.
Спикеры напомнили, что легитимная основа для признания результатов оценки соответствия, проведенной в третьих странах, закреплена в статье 30 Федерального закона от 27 декабря 2002 года “О техническом регулировании”, в которой указано: “Полученные за пределами территории Российской Федерации документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции могут быть признаны в соответствии с международными договорами Российской Федерации”. Российская Федерация – участник систем оценки соответствия Международной электротехнической комиссии (МЭК): системы оценки электрооборудования и компонентов МЭКСЭ (IECEE), системы оценки качества электронных компонентов МЭК ЭК (IECQ) и системы оценки соответствия требованиям стандартов в области оборудования для применения во взрывоопасных средах МЭКЕх (IECEx).
РОСТЕСТ, являясь исполнительным органом Росстандарта в системе МЭКСЭ и номинированным Росстандартом органом для участия в системе сертификации МЭК ЭК, может признавать результаты, полученные за рубежом в рамках этих систем, и на их основании выдавать разрешительные документы на соответствие требованиям технических регламентов ЕАЭС (ТР ТС 004/2011, ТР ТС 020/2011, ТР ТС 008/2011 в отношении электрических игрушек, ТР ТС 010, ТР ТС 037/2016). Кроме того, РОСТЕСТ-Москва является испытательной лабораторией, аккредитованной в системе сертификации МЭКСЭ, и опорной лабораторией Росстандарта, аккредитованной в рамках деятельности Международной организации по аккредитации лабораторий (ILAC), с правом нанесения знака ILAC.
Подтверждение соблюдения мер технического регулирования для продукции, на которую оформлена декларация в соответствии с п. 6 приложения № 18 к постановлению Правительства РФ № 353
Согласно постановлению Правительства РФ № 353, соблюдение мер технического регулирования при ввозе продукции, подлежащей оценке соответствия обязательным требованиям, осуществляется путем представления таможенным органам сведений о документах об оценке соответствия обязательным требованиям без необходимости представления оригиналов таких документов в таможенные органы.
По действующему порядку ввоза, определенному решением Совета ЕЭК № 130, также допускается представлять таможенным органам только сведения о разрешительных документах без необходимости представления оригиналов таких документов. Таможенный орган проверит указанный номер разрешительного документа в соответствующем реестре. Однако стоит отметить, что в любом случае таможенный орган вправе запросить оригиналы документов для проверки достоверности сведений. Эта норма закреплена ст. 324, 325, 326 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Ведущие мероприятия отметили также существующие здесь возможные риски репутационных потерь, связанные с нарушением права декларанта на ввоз продукции по определенному разрешительному документу. Решение Совета ЕЭК № 130 четко устанавливает, какие лица имеют право использовать разрешительные документы в отношении ввозимой продукции. Право использования таких документов подтверждается посредством представления их копий, заверенных печатью заявителя при оценке соответствия или изготовителя. В отсутствие требования о представлении заверенных копий разрешительного документа, сведения о декларации, зарегистрированной по упрощенному порядку согласно постановлению Правительства РФ № 353, могут быть использованы любым заявителем из открытого реестра деклараций о соответствии. В таких условиях собственники зарегистрированных товарных знаков оказываются незащищенными.
Отзывы о мероприятии:
Отзывы о прямом эфире "Обязательную сертификацию отменили?"
Фото предоставлено фотобанком "Лори".