Ростест
en
+74951298625
(495) 150 70 00
Постановление Правительства РФ № 353. Как бизнесу использовать новые возможности? Часть 1

Постановление Правительства РФ № 353. Как бизнесу использовать новые возможности? Часть 1

Отзывы о мероприятии:

https://rtmsk.ru/uslugi/akademiya_rostest/meropriyatiya/otzyvy_o_pryamom_efire_obyazatelnuyu_sertifi...

https://rtmsk.ru/uslugi/akademiya_rostest/meropriyatiya/otzyvy_o_pryamom_efire_na_temu_obyazatelnuyu...


Упрощение ввода продукции в обращение, особенности оценки соответствия продукции в 2022 году, продление действия разрешительных документов, декларирование с “особенностями” – эти и другие меры поддержки бизнеса и экономики предложены Постановлением Правительства РФ от 12 марта 2022 года № 353 “Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году”. Важные изменения призваны снизить административную нагрузку на бизнес, столкнувшийся с необходимостью быстро пересмотреть свои логистические процессы и цепочки поставок.

Академия РОСТЕСТ оперативно подготовила и провела вебинар “Обязательную сертификацию отменили? Постановление Правительства РФ № 353 от 12 марта 2022 года – как бизнесу использовать новые возможности эффективно и безопасно?”. Генеральный директор АО “РОСТЕСТ” Нина Мощенская и руководитель службы внутреннего комплаенса Юлия Васильцюн рассказали, как эффективно и безопасно использовать предложенные правительством меры. Во время вебинара мы получили очень много вопросов, которые не смогли оставить без ответа, поэтому диалог с бизнесом продолжился в прямом эфире на втором нашем мероприятии “Декларирование с “особенностями”: постановление Правительства РФ № 353 от 12 марта 2022 года”.

Мы собрали основные итоги этих двух мероприятий в трех статьях.

 

Нормативно-правовая база

8 марта 2022 года принят Федеральный закон № 46 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. Закон предусматривает упрощение ряда процедур для бизнеса, наделяет Правительство РФ полномочиями в том числе:

– по принятию решений об особенностях осуществления разрешительной деятельности в 2022 году;

– по особенностям проведения проверок в рамках государственного контроля (надзора) в 2022 году;

– приостановлению действия отдельных обязательных требований в соответствии с Федеральным законом “Об обязательных требованиях в Российской Федерации” от 31.07.2020 № 247-ФЗ.

В развитие Федерального закона № 46 принято постановление Правительства РФ № 353 “Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году”. Приложение 18 постановления определило особенности оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов ТС/ЕАЭС/РФ, обязательным требованиям, применяемым до даты вступления в силу технических регламентов (постановление Правительства РФ № 982), выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации.

Также было принято Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 “Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля”.

 Подробнее о постановлении читайте в статье: Надзор в 2022 году отменен?

  

Упрощается порядок ввоза запасных частей, комплектующих, сырья, материалов

При ввозе на территорию ЕАЭС, в том числе на территорию Российской Федерации, продукции применяется решение Совета ЕЭК от 12 ноября 2021 г. № 130. Постановлением Правительства РФ № 353 установлены некоторые особенности применения Порядка ввоза, утвержденного решением Совета ЕЭК № 130 в части обязанности декларанта представлять таможенным органам документы о соблюдении мер технического регулирования.

Пунктом 4 приложения № 18 установлено, что допускается не представлять таможенным органам документы об оценке соответствия обязательным требованиям (сведения о таких документах) в отношении продукции, являющейся:

– запасными частями, которые ввозятся для обслуживания и (или) ремонта ранее выпущенной в обращение на территории Российской Федерации готовой продукции. В этом случае запасными частями могут являться детали, а также узлы и (или) блоки готовой продукции, предназначенные для замены (ремонта) находящихся (находившихся) в эксплуатации (изношенных, неисправных, отказавших) таких же деталей, узлов и (или) блоков в целях поддержания или восстановления работоспособного состояния изделия без цели их распространения на территории Российской Федерации в ходе коммерческой деятельности (за исключением передачи на безвозмездной или возмездной основе организациям или физическим лицам, зарегистрированным в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющим обслуживание и (или) ремонт готовой продукции);

– комплектующими, компонентами, сырьем и (или) материалами для производства (изготовления) продукции на территории Российской Федерации;

– единичными экземплярами в количестве, ввозимым исключительно для собственного использования декларантом.

Фраза “допускается не представлять” означает, что демонстрировать документы таможенным органам не обязательно, но оценка соответствия продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия обязательным требованиям, не отменена. Федеральная таможенная служба подготовила информационное письмо (письмо ФТС России от 22.03.2022 № 01-07/15290), в котором пояснила, что при ввозе продукции на территорию Российской Федерации применяется решение Совета ЕЭК № 130, но с особенностями, закрепленными в постановлении Правительства РФ № 353.

В письме ФТС указано, что при ввозе запасных частей, комплектующих, компонентов и материалов (сырья) декларант должен заполнить уведомление, подтверждающее цели использования такой продукции.

Мы получили большое количество вопросов именно от представителей бизнеса пищевой индустрии касательно возможности ввоза пищевого сырья без документов об оценке соответствия.

Согласно статье 10 ТР ТС 021/2011 “О безопасности пищевой продукции”, для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться процедуры проведения контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля.

Статья 11 ТР ТС 021/2011 устанавливает, что организация обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции и проведения контроля осуществляется изготовителем самостоятельно и (или) с участием третьей стороны.

Требования ТР ТС 021/2011 не отменены и их действие не приостановлено, ТР ТС 021/2011 применяется.

Таким образом, оценку соответствия пищевого сырья (материалов) необходимо проводить с оформлением всех необходимых документов, несмотря на то что таможенные органы могут не запрашивать документы о соблюдении мер технического регулирования при ввозе сырья (материалов).

 

Допускается ввоз продукции без маркировки

Продукция, ввозимая на территорию ЕАЭС, должна быть промаркирована согласно всем установленным правом ЕАЭС обязательным требованиям, а также согласно особенностям, установленным законодательством государств – членов ЕАЭС. Продукция, вводимая в обращение, маркируется соответствующим знаком обращения: EAC, РСТ или СТР в зависимости от того, на соответствие требованиям каких нормативных документов была проведена обязательная оценка соответствия и в какой период в случае со знаками РСТ и СТР.

Подробнее о маркировке знаком обращения на рынке читайте: Маркировка продукции знаком обращения на рынке.

Постановление Правительства РФ № 353 дает возможность при ввозе на территорию РФ продукции, предназначенной для обращения исключительно на территории РФ, не маркировать ее в соответствии с обязательными требованиями, в том числе знаками обращения на рынке. Указанную маркировку необходимо нанести на продукцию, ввезенную на территорию РФ, до начала реализации продукции потребителю (пользователю).

Данная мера поддержки будет действовать до 1 марта 2023 года.

 

Сведения о GLN или ГЛОНАСС допускается не указывать

До 1 марта 2023 года указывать сведения о GLN или ГЛОНАСС в сертификатах соответствия и декларациях о соответствии можно по выбору заявителя при наличии такой возможности.

Инспекционный контроль может быть перенесен, а анализ состояния производства – проведен дистанционно

Постановление Правительства РФ № 353 определяет возможность переноса на шесть месяцев срока инспекционного контроля, который наступает в 2022 году. Стоит отметить, что возможность переноса срока инспекционного контроля по заявлению заявителя на срок до шести месяцев существовала и до появления постановления Правительства РФ № 353. Спикеры отметили, что сроки переноса инспекционного контроля по заявлению заявителя в связи с правом, предоставленным постановлением Правительства РФ № 353, не суммируются.

Официально подтверждена возможность проведения анализа состояния производства с применением дистанционной оценки. Спикеры напомнили, что временные меры, определенные решением Совета ЕЭК от 23 декабря 2020 года № 127 “О внесении изменений в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18 апреля 2018 г. № 44”, предусматривающие дистанционную оценку при проведении периодической оценки сертифицированной продукции, не могли применяться, так как отсутствовал нормативный правовой акт на национальном уровне, несмотря на указание в решении Совета ЕЭК от 23 декабря 2020 года № 127 о необходимости государствам-членам обеспечить применение временных мер, то есть о необходимости установления легитимной основы для применения.

 

Особенности отбора образцов для проведения испытаний

Образцы продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия обязательным требованиям, в отношении которой до вступления в силу постановления № 353 не были получены (приняты) документы о соответствии (впервые вводимая в обращение продукция), для целей сертификации или декларирования соответствия на основании доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра), для проведения исследований (испытаний) и измерений могут быть:

– ввезены в соответствии с Порядком ввоза;

– отобраны из партии продукции, ввезенной в Российскую Федерацию согласно декларации о соответствии с особенностями;


Образцы продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия обязательным требованиям, которая до вступления в силу постановления № 353 уже вводилась в обращение на территории ЕАЭС, для целей сертификации или декларирования соответствия на основании доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра), могут быть отобраны из ранее ввезенной коммерческой партии продукции, в случае применения схемы оценки для серийного выпуска продукции.

 

Действие разрешительных документов автоматически продлевается

Срок действия документов об оценке соответствия обязательным требованиям, истекающий в период с 14 марта по 1 сентября 2022 года, продлевается на 12 месяцев без необходимости проведения повторной оценки соответствия и проведения инспекционного контроля. В едином реестре сертификатов соответствия и едином реестре деклараций о соответствии уже реализован механизм автоматического продления действия разрешительных документов.

В постановлении Правительства РФ № 353 четко оговаривается, что в продленный срок допускается производство и выпуск продукции в обращение на территории Российской Федерации. Важно отметить, что в применении данной меры существуют определенные ограничения. Обращение продукции в течение продленного срока разрешительных документов на территории ЕАЭС не допускается. Поскольку имеется прямое указание на то, что обращение продукции, выпущенной в период продленного срока действия разрешительного документа, допускается только на территории Российской Федерации, а законодательство ЕАЭС не предусматривает продление сроков действия сертификатов и деклараций, то есть знак обращения ЕАС не может быть нанесен на маркировку продукции, выпущенной в обращение в период продления сроков действия разрешительных документов и обращаемой на рынке по продленным разрешительным документам.

Продление срока не предоставляет права реализации продукции (обращения продукции) выпущенной в обращение в период продленного срока действия сертификатов и деклараций до окончания срока годности/эксплуатации.

Продолжение вебинара, часть 2:

https://rtmsk.ru/dajdzhest/postanovlenie_pravitelstva_rf_353_kak_biznesu_ispolzovat_novye_vozmozhnos...