Цифровая маркировка молочной продукции средствами идентификации

Цифровая маркировка молочной продукции средствами идентификации

Маркировка пищевой продукции – информация о пищевой продукции, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и (или) транспортной упаковке или помещенного в них либо прилагаемого к ним. (ТР ТС 022/2011 “Пищевая продукция в части ее маркировки”)

Маркировка нужна, чтобы идентифицировать продукцию и расшифровать ее характеристики и свойства.

Обязательные требования к маркировке молочной продукции установлены в технических регламентах Евразийского экономического союза: ТР ТС 033/2013 “О безопасности молока и молочной продукции”, ТР ТС 022/2011 “Пищевая продукция в части ее маркировки”.

Для обеспечения прослеживаемости продукции, вводимой в обращение на территории ЕАЭС, Правительство РФ выпустило распоряжение от 28.04.2018 № 792-р, в котором утвердило перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Распоряжение Правительства РФ от 08.11.2019 № 2647-р добавило в этот перечень молочную продукцию. Данный вид маркировки и идентификации продукции не является частью оценки соответствия требованиям ТР ЕАЭС.

Постановлением Правительства РФ от 15.12.2020 № 2099 утверждены Правила маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенности внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции, а также оговорены сроки маркировки молочной продукции.

Обязательная маркировка таких групп продукции, как мороженое и сыры, уже обязательна к нанесению с 1 июня 2021 года.

С 1 сентября 2021 года маркировка станет обязательной для остальной молочной продукции сроком годности более 40 суток (из кодов товарной номенклатуры: 0401, 0402, 0403, 0404, 0405, 0406, 2202 99 910 0, 2202 99 950 0, 2202 99 990 0; коды по классификатору: 10.51.11, 10.51.12, 10.51.21, 10.51.22, 10.51.30, 10.51.40.300, 10.51.51, 10.51.52, 10.51.55, 10.51.56, 10.86.10.110, 10.86.10.140, 10.86.10.190).

С 1 декабря 2021 года – для продукции сроком годности менее 40 суток (включительно) (из кодов товарной номенклатуры: 0401, 0402, 0403, 0404, 0405, 0406, 2202 99 910 0, 2202 99 950 0, 2202 99 990 0; коды по классификатору: 10.51.11, 10.51.12, 10.51.21, 10.51.22, 10.51.30, 10.51.40.300, 10.51.51, 10.51.52, 10.51.55, 10.51.56, 10.86.10.110, 10.86.10.140, 10.86.10.190).

Не маркируется цифровым кодом:

– молочная продукция, помещаемая под таможенные процедуры в целях ее вывоза за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза;

– молочная продукция, ввозимая в Российскую Федерацию или произведенная на территории Российской Федерации участниками оборота молочной продукции в качестве рекламных, маркетинговых образцов, не предназначенных для реализации (продажи);

– молочная продукция, масса нетто которой составляет 30 граммов и менее;

– молочная продукция, приобретенная по сделке, сведения о которой составляют государственную тайну, при ее транспортировке участником такой сделки по территории Российской Федерации;

– детское питание для детей до трех лет и специализированное диетическое лечебное и диетическое профилактическое питание.

Все участники оборота маркированной продукции должны зарегистрироваться в системе “Честный знак”.

Что такое маркировка молочной продукции “Честный знак”?

Разработчиком и единственным оператором цифровой маркировки в РФ является Центр развития перспективных технологий. Данная система была создана для прослеживаемости продукции, начиная с ее производства изготовителем (либо ввоза на территорию РФ) и заканчивая конечным потребителем. Оператор системы присваивает каждому товару уникальный цифровой код.

Цифровой код маркировки Data Matrix наносится изготовителем и состоит из двух частей: кода идентификации продукции и кода проверки (иначе – криптохвоста). В коде зашифрована подробная информация о продукции: страна происхождения, завод-изготовитель, дата изготовления, характеристики продукции, срок годности и т. д.

Маркировку цифрового кода можно нанести на упаковку молочной продукции несколькими способами:

– Прямое нанесение – с использованием устройств для каплеструйной или термоструйной печати.

– Этикетирование – для нанесения наклеек с метками.

– Типографский – наиболее оптимальный вариант. Производитель заказывает печать цифровых кодов в типографии и получает упаковки с уже нанесенными кодами.

Главное, чтобы способ нанесения средства идентификации обеспечивал сохранность (устойчивость) средства идентификации в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных производителем условий хранения и транспортировки.

Выполнение требования национального законодательства по нанесению цифровой маркировки на молочную продукцию обязательно для всех участников выпуска продукции в обращение. Нанесение цифровой маркировки не является частью подтверждения соответствия продукции требованиям безопасности ТР ЕАЭС, но должно быть встроено в производственный процесс, а следовательно – контролироваться изготовителем.

Автор: Новаковская Е. А., эксперт Академии РОСТЕСТ.


Фото предоставлено фотобанком "Лори".


Было ли полезно?
(Голосов: 0, Рейтинг: 0)

Написать комментарий