Ограничения в маркировке пищевой продукции с использованием знаков “органик”, “био”, “эко”, “натуральный” и пр.

Ограничения в маркировке пищевой продукции с использованием знаков “органик”, “био”, “эко”, “натуральный” и пр.

Каждый производитель стремится привлечь внимание покупателя. С этой целью используют различные маркетинговые ходы, в том числе и указание на упаковке продукта дополнительной информации. В последнее время растет категория потребителей, ведущих здоровый образ жизни. Именно с расчетом на них и производятся продукты, маркируемые как “органик”, “эко”, “био”, “натуральный” и так далее. Давайте разберемся в правомерности использования этих терминов.

Начнем с органической продукции. Федеральный закон от 03.08.2018 № 280-ФЗ “Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” вступил в силу с 1 января 2020 г. Помимо федерального закона, на территории нашей страны действует и другая нормативная документация, регулирующая производство органической продукции:

– ГОСТ 33980-2016 “Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации”;

– ГОСТ Р 56104-2014 “Продукты пищевые органические. Термины и определения”;

– ГОСТ Р 57022-2016 “Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства”.

Федеральный закон № 280-ФЗ регулирует производство, хранение, транспортировку, маркировку и реализацию органической продукции; определяет процедуру подтверждения соответствия и введения единого государственного реестра производителей органической продукции.

Самый главный момент, прописанный в законе, – определение органической продукции. При этом оно отличается от понятия, данного в ГОСТ 33980-2016 “Межгосударственный стандарт. Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации”. Органическая продукция – экологически чистая сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, производство которых соответствует требованиям, установленным настоящим федеральным законом. Впервые в законодательстве появляется понятие “экологически чистые”, правда, пока нет характеристик этого понятия.

Для органической продукции разработана отличительная маркировка в виде надписей и графического изображения (знака) органической продукции единого образца, что должно обеспечивать считывание сведений о производителях и видах продукции с использованием технических средств. Уже создан и функционирует единый реестр производителей органической продукции, при внесении сведений в который (а их передают уполномоченные органы по сертификации) должен формироваться QR-код, который может быть консолидирован с цифровой маркировкой, если таковая присутствует.

Форма и порядок использования единого знака органической продукции определяются федеральным органом исполнительной власти, им назначен Минсельхоз России. Надписи на маркировке могут содержать слово “органический”, а также его сокращения или слова, производные от этого слова. Наноситься знак должен на упаковку, потребительскую и (или) транспортную тару или иные носители информации, прикрепленные к ней либо помещенные в нее. Производитель, который использует знак органической продукции, соответствие которой не подтверждено, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 19 ноября 2019 г. № 634 “Об утверждении формы и порядка использования графического изображения (знака) органической продукции единого образца” вступил в силу с 1 января 2020 г.

Приказ устанавливает порядок использования графического изображения (знака) органической продукции единого образца:

Форма подтверждения органической продукции – добровольная сертификация, которая не заменяет обязательного подтверждения соответствия продукции. Не забывайте, что добровольная сертификация – длительный процесс, который может затягиваться до трех лет, поэтому задуматься о сертификации стоит заранее, еще до планирования реализации продукции. Сертификация органической продукции осуществляется аккредитованными в национальной системе аккредитации органами по сертификации, в области аккредитации таких органов должны быть стандарты, регламентирующие процессы производства органической продукции. Орган по сертификации РОСТЕСТ аккредитован по данному направлению.

Объектами проверки и оценки при добровольной сертификации являются процессы на всех этапах производственной цепочки (процесс производства, переработки, хранения, упаковки, маркировки, транспортирования) производства продукции органического производства растительного, животного, микробного происхождения, а также аквакультуры в натуральном, обработанном или переработанном виде, употребляемой человеком в пищу, используемой в качестве корма для животных, посадочного и посевного материала.

Основные требования добровольной сертификации переработанной, растительной и животноводческой продукции органического производства определены в федеральном законе. Рассмотрим их более подробно.

Для переработанной продукции:

– органическое сырье – 95 %, остальное – 5 % из разрешенного перечня;

– запрещено применять химически созданные вещества в процессе переработки;

– в составе не должно быть веществ, которые имитируют характеристики продукта, утраченные при переработке;

– при изготовлении сертифицированных и обычных продуктов следует разделить производственные процессы и сырье как во временном промежутке, так и пространстве.

Для растительной продукции:

– конверсия должна продолжаться 2-3 года (данный период можно сократить до года или отменить его, если заказчик предоставит объективные доказательства);

– использование удобрений на натуральной или органической основе;

– использование семян, имеющих сертификаты;

– преимущественное применение механических, физических и биологических способов устранения вредителей растительных организмов;

– при угрозе урожаю можно применять средства для защиты из утвержденного перечня при предварительном согласовании с сертифицирующим органом.

Для животноводческой продукции:

– натуральные органические корма без химически созданных компонентов;

– запрет содержания животных в клетках;

–содержание животных без привязи, свободный выгул, для птиц продолжительность светового дня должна составлять минимум 16 ч;

– минимальное применение лекарственных веществ аллопатического типа;

– запрет методов откорма животных, несущих необратимые последствия;

– обязательный период конверсии.

С этим вроде бы все достаточно ясно: соблюдай требования при производстве, получай сертификат, маркируй продукцию и продавай. Но остается вопрос о товарообороте органической продукции, произведенной в странах Таможенного союза (ведь органическая продукция сама по себе не является объектом технического регулирования, она регулируется, как и вся остальная пищевая продукция), а также в европейских странах.

К счастью, регуляторы наконец-то озадачились этим вопросом. Совет ЕЭК одобрил дорожную карту по формированию единого рынка органической продукции. Это значит, что запущен процесс по устранению препятствий во взаимной торговле посредством гармонизации требований законодательства стран ЕАЭС к производству, сертификации и маркировке органического сельскохозяйственного производства и органической продукции. Такой подход позволит создать единый рынок органической продукции, а производителям успешно реализовать ее как на территории любой из стран ЕАЭС, так и на рынках третьих стран.

Что касается использования приставки био-, то этот термин использован в ТР ТС 033/2013 “О безопасности молока и молочной продукции” и относится к продукции, обогащенной про- и пребиотиками.

Для маркировки продукции часто используются термины “натуральный”, “эко”, “фермерский” и похожие. На сегодняшний день ни в одном законодательном документе, действующем на территории России и определяющем требования к пищевой продукции, эти понятия не установлены. Производитель должен помнить, что любая дополнительная информация, указанная на упаковке, должна быть доказана. Такая норма закреплена в ТР ТС 022/2011 “Пищевая продукция в части ее маркировки”, а значит, является обязательной к исполнению. За достоверность информации на маркировке несет ответственность изготовитель продукта в соответствии с кодексом РФ об административных правонарушениях.


Фото предоставлено фотобанком "Лори".

Было ли полезно?
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

Написать комментарий