Новый порядок декларирования молочной продукции
Постановление Правительства РФ № 1236 «О порядке и основаниях принятия национальным органом по аккредитации решений о включении аккредитованных лиц в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза и об их исключении из него» вступило в силу 21 сентября 2019 г. Как это повлияло на полномочия и ответственность при декларировании соответствия продукции ТР ТС и к чему готовиться производителям молочной продукции рассказала заместитель руководителя органа по сертификации «РОСТЕСТ-Москва» по пищевому направлению, член профильных ТК Елена Борисовна Нечаева.
Что изменится в связи с вступлением в силу Постановления Правительства № 1236 от 21 сентября 2019 г.?
Порядок регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действий деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов определяется Решением Коллегии ЕЭК № 41 от 20 марта 2018 г.
Согласно п. 3 «...регистрация декларации о соответствии осуществляется уполномоченными на регистрацию деклараций о соответствии органами (организациями) государств-членов Союза, в том числе аккредитованными органами по сертификации государств-членов, которые включены в единый реестр органов по оценке соответствия Союза и область аккредитации которых распространяется на декларируемую продукцию, если это предусмотрено законодательством государств-членов..», т.е. до сих пор декларации о соответствии регистрировались аккредитованными органами по сертификации, которые включены в единый реестр и область аккредитации которых распространялась на декларируемую продукцию.
Хочу обратить ваше внимание, что уполномоченной на регистрацию деклараций организацией государства-члена Союза в нашей стране является Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация), которая при определенных законодательством нормах наделяла правом регистрировать декларации о соответствии аккредитованные органы по сертификации.
С введение в действие норм Постановления Правительства № 1236 положение дел изменится. Теперь аккредитованные органы по сертификации потеряют право регистрировать декларации о соответствии.
Почему такое произошло? Не секрет, что на сертификационном рынке существовало большое количество компаний с низким уровнем компетентности и профессионализма, допускающих многочисленные ошибки, халатно относящихся к исполнению функций аккредитованного органа, позволяющих себе «вольное» обращение с законодательством. В числе «деяний» таких организаций протоколы, выпущенные без реально проведенных испытаний, декларации с нарушениями требований по оформлению, легализация продукции, не соответствующей требованиям
ТР и т.д. Назрела необходимость менять ситуацию кардинально. В оценке должны оставаться профессионалы, серьезные и ответственные органы по сертификации и испытательные центры, аккредитация которых не пустой звук, а годами подтвержденная компетентность и безупречное соблюдение законодательства. Правительством РФ принят ряд постановлений, направленных на решение этих вопросов, одним из таких документов стало Постановление Правительства РФ № 1236.
До 31 декабря 2020 г. Федеральная служба по аккредитации должна исключить из национальной части Единого реестра все аккредитованные органы по сертификации в части регламентов с формой оценки (подтверждения) соответствия – декларирование. Таким образом, ни одна компания не сможет регистрировать декларации о соответствии от своего имени. Конечно, это не произойдет одномоментно, каждая сертифицирующая компания получит уведомление заранее, процесс будет поэтапным.
Как это отразится на производителях пищевых продуктов?
До реализации мер, предусмотренных Постановлением Правительства РФ № 1236, при регистрации деклараций через аккредитованный орган по сертификации ответственность за правильность процедуры оформления и регистрации декларации разделялась между первой (заявитель – юридическое лицо) и третьей (орган по сертификации) сторонами.
Сфера ответственности органов по сертификации:
˜ соблюдение требований к оформлению декларации о соответствии, установленных Решением Коллегии ЕЭК № 293 от 25 декабря 2012 г. Декларация о соответствии должна быть оформлена с соблюдением требований, которые сводятся не только к расположению информации в определенном порядке, но и предоставлению корректной и необходимой информации. Так, например, обязательным является требование прописывать сроки и условия хранения продукции в поле «Дополнительная информация» в декларации о соответствии. Недопустимо в декларации писать «условия и сроки хранения продукции указаны на упаковке», необходимо приводить конкретные данные;
˜ наличие всех предусмотренных требованиями законодательства документов и сведений, которые необходимы для принятия декларации о соответствии. Должны быть представлены в полном объеме в соответствии с Решением Коллегии ЕЭК от 20.03.2018 г. № 41;
˜ правильность выбора формы подтверждения соответствия;
соответствие заявителя требованиям технического регламента, устанавливающего круг заявителей для определенного объекта декларирования соответствия. Заявителем в ТР ТС 021/11 «О безопасности пищевой продукции» определен производитель, продавец или уполномоченное иностранной компанией юридическое лицо. Есть много факторов, влияющих на правильность выбора заявителя. На практике встречаются сложные случаи, когда заявителем выступает лицо, которое фактически не производит продукцию, но имеет к ней определенное отношение. Для того чтобы понимать, возможна ли от его имени регистрация декларации, требуется составление грамотной цепочки связей, учитывающей юридическую составляющую;
передача сведений в единый реестр и регистрация декларации о соответствии посредством ФГИС с учетом требований структурного и форматно-логического контроля. Нужно определить, какие конкретно сведения необходимо передать. Такое понятие, как конфиденциальность сведений, приобретает особую актуальность. Ведь есть коммерческие тайны, рецептуры, которые производители не хотят разглашать. Поэтому стоит предусмотреть, каким образом предоставлять запрашиваемые данные. Например, орган по сертификации «РОСТЕСТ-Москва» разработал ряд мер по защите конфиденциальных сведений своих клиентов;
˜ хранение заявления, зарегистрированной декларации о соответствии и приложенных к ней документов и сведений не менее 5 лет. Орган по сертификации обязан отвечать и при необходимости предоставлять сведения по запросам регулирующих органов (Роспотребнадзор, Россельхознадзор, ФТС, Росаккредитация), которые могут запросить необходимую информацию при возникновении проблем с задекларированной продукцией. Иногда случается так, что заявитель о таком интересе со стороны регуляторов узнает от органа по сертификации.
Ответственностью же заявителя при регистрации декларации через орган по сертификации являются предоставление необходимых документов и сведений, а также обеспечение сохранности зарегистрированной декларации о соответствии, приложенных к ней документов и сведений.
С переходом на самостоятельную регистрацию деклараций (без участия органа по сертификации) вся ответственность, предусмотренная Порядком регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям Технических Регламентов ЕАЭС (Решение Коллегии ЕЭК от 20 марта 2018 г. n. 41), возлагается на юридическое лицо – заявителя, которое регистрирует декларацию о соответствии от своего имени.
Что является основанием для прекращения действия декларации?
Помимо того что заявитель может самостоятельно аннулировать декларацию в силу технической ошибки или неактуальности, основаниями могут служить выдача органом государственного контроля (надзора) предписания и признание декларации недействительной. Принятие указанных решений, а также прекращение действия декларации о соответствии осуществляются в соответствии с законодательством государства-члена.
Если поступило предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии, то информация подается в Росаккредитацию, которая в течение трех рабочих дней принимает решение. Декларация прекращает действие в тот момент, когда сведения об этом переданы в реестр (ФГИС). Поэтому советую постоянно отслеживать статус своей декларации, чтобы не было неприятных сюрпризов и она не оказалась приостановленной либо прекращенной. В этом случае нужно начать оформление новой декларации с учетом замечаний, изза которых возникла проблема с предыдущей декларацией.
2 апреля 2019 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 21 марта 2019 г. № 300, которое в том числе определяет изменения, вносимые в регулирующие документы по надзору за аккредитованными лицами. В нем прописан перечень несоответствий аккредитованных лабораторий и органов по сертификации. Чем чревато это для производителей? Если выявлено несоответствие аккредитованной лаборатории, то все выданные ею ранее протоколы за определенный период, который может быть и 1 год, получают статус недействующих и переходят в архивную часть. В случае, если аннулированный протокол был основанием для принятия декларации о соответствии, то такая декларация тоже переходит в архивную часть реестра, т.е. становится недействующей. В результате продукция не может реализовываться.
На что в первую очередь стоит обратить внимание при выборе аккредитованной лаборатории? Каковы наиболее типичные нарушения со стороны аккредитованных лабораторий?
Мониторинг реестров ФГИС Росаккредитации включает проверку аккредитованных лиц, деклараций о соответствии, сертификатов соответствия, протоколов испытаний, сведений о работниках, технической оснащенности. Статистика проверок ужасающая, очень много несоответствий, и последствия этого значительны (см. рисунок). Например, когда была приостановлена деятельность одной лаборатории, результатом стало приостановление действия 400 деклараций.
Росаккредитация представила ТОП6 выявляемых нарушений:
˜ отсутствие у испытательных лабораторий оборудования, средств измерений, стандартных образцов и материальных ресурсов, необходимых для осуществления работы в соответствии с действующей областью аккредитации. К сожалению, до сих пор встречаются случаи, когда вместо реального оборудования стоит муляж или недействующее оборудование;
˜ отсутствие аккредитованного лица по месту осуществления деятельности;
˜ нарушение требований законодательства в сфере технического регулирования, правил выполнения работ по оценке соответствия;
˜ оказание услуг вне области аккредитации. Если аккредитованная лаборатория проведет испытание, которого нет в области аккредитации, то протокол будет признан несоответствующим, а лаборатория – нарушителем законодательства;
˜ несоответствие персонала квалификационным требованиям;
˜ предоставление недостоверных данных о результатах деятельности. Аккредитованная лаборатория обязана после испытаний передавать данные во ФГИС, в том числе сведения о применяемом оборудовании, методах и др. Опять же все это должно соответствовать области аккредитации.
По данным Росаккредитации, существуют определенные индикаторы, указывающие на несоответствие деятельности лаборатории: непредоставление в течение 3 мес сведений о результатах деятельности; двукратное превышение числа выданных протоколов или сертификатов от среднего; наличие двух и более аккредитованных лиц с одинаковой областью; смена более половины персонала с даты последнего подтверждения компетентности; выдача сертификатов на основании протоколов без проведения испытаний.
Вы упомянули о форматно-логическом и структурном контроле. Что он подразумевает?
Во ФГИС заложены алгоритмы проверок содержания представленной информации. Фильтры проверок установлены для 4 типов сертификатов соответствия, 4 типов деклараций о соответствии, 260 схем сертификации и декларирования, более 3000 объектов технического регулирования (групп продукции), более 20 типов доказательственных материалов. При регистрации декларации необходимо в обязательном порядке прикреплять отсканированную копию протокола испытаний, указывать номер таможенного документа на ввозимый образец. Запрещено вносить информацию задним числом, заложена строгая структура описания продукции. Однако при внесении данных возникают некоторые трудности, поскольку структуры выпадающих справочников, например по продукции, еще не до конца проработаны. Иногда бывает, что однозначно определиться, в какую группу отнести декларируемую продукцию, достаточно сложно. Безусловно, справочник требует доработки, но контроль от этого не становится менее жестким.
Помимо этого есть и другие проблемы: достаточно часто наблюдаются сбои в работе системы ФГИС, личный кабинет может быть недоступен. Поэтому следует предусматривать такие ситуации и заблаговременно начинать подготовку к регистрации. В ближайшем будущем вполне возможно электронные декларации заменят бумажный вариант. В этом случае советую осуществлять выгрузку данных на бумажные носители, чтобы подстраховать себя и обеспечить возможность при необходимости предоставить доказательственные материалы, даже если система ФГИС не будет работать.
Какие документы и сведения необходимы при регистрации декларации о соответствии?
В первую очередь необходимо достоверно указать наименование и обозначение продукции или иное условное обозначение, присвоенное изготовителем продукции, а в случаях, предусмотренных техническими регламентами, – название продукции. В силу жесткости технических регламентов производители молочной продукции должны обратить на этот пункт особое внимание. Необходимо обеспечить единообразие наименования в декларации, протоколе и самой маркировке продукции. По коду идентификации определяются нормы и методики, согласно которым выявляется соответствие продукции. Поэтому правильно указанное наименование продукции – это 90 % удачного декларирования. Если в этом пункте будет допущена ошибка, то все остальные позиции будут недостоверными.
Далее необходимо указать сведения о продукции, обеспечивающие ее идентификацию. Предоставить копии доказательственных материалов, в том числе результаты исследований (испытаний) и измерений продукции, подтверждающие соблюдение требований технических регламентов, действие которых на нее распространяется. Для производителей молочной продукции это ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки».
Какие санкции в отношении заявителя предусмотрены в случае невыполнения требований?
При декларировании пищевой продукции в соответствии с КоАП РФ различают следующие виды нарушений:
˜ нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов (ч. 1–3 ст. 14.43);
˜ недостоверное декларирование соответствия продукции (ч. 1–3 ст. 14.44);
˜ нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (ст. 14.45);
˜ нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (ч. 1, 2 ст. 14.46);
˜ производство или продажа товаров и продукции без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением порядка нанесения такой маркировки и (или) информации (ч. 1, 2 ст. 15.12);
˜ невыполнение изготовителем или продавцом в установленный срок законного решения (предписания) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов (ч. 15 ст. 19.5);
˜ невыполнение требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования (ст. 19.33).
В случае этих нарушений предусмотрен штраф до 300 тыс. руб. Если при этом был причинен вред жизни и здоровью граждан или возникла угроза таковому, то величина штрафа увеличивается до 1 млн руб. К тому же предусмотрено приостановление/приостановка действия декларации о соответствии.
В отношении пищевой продукции достаточно легко доказать причинение вреда здоровью населения, и приостановка декларации – не самая большая беда по сравнению с материальными потерями.
Что Вы посоветуете производителям молочной продукции, чтобы не допустить этих нарушений?
После 31 декабря 2020 г. будут реализованы правила Постановления Правительства РФ № 1236, и ни один орган по сертификации уже не сможет регистрировать декларации о соответствии. Однако это мера не исключает возможности органов по сертификации проводить работы по идентификации продукции, экспертизе маркировки, разработке программы испытаний. Подтвержденная при аккредитации компетентность сохраняется, и органы по сертификации могут помогать в подготовке необходимого пакета документов, создании «правильного» макета декларации.
Перераспределяется только юридическая составляющая: органы по сертификации перестают нести ответственность за регистрацию декларации, но приобретают большую ответственность перед заказчиком за проведение работ по оценке соответствия. Возрастает роль органа по сертификации как компетентной и профессиональной организации, задачей которой становятся именно работы по оценке соответствия продукции. Поэтому если понимаете, что самостоятельная подготовка декларации – задача сложная и ответственная, обратитесь в орган по сертификации, которому доверяете и в области аккредитации которого есть ваша продукция. Компетентность органа по сертификации по-прежнему подтверждается его аккредитацией. Вся информация об аккредитованном лице (лаборатории или органе по сертификации) располагается в реестре ФГИС, где вы всегда можете уточнить области его аккредитации, посмотреть, как и когда оно проходило подтверждение компетентности, а также не закрыли ли его при очередн проверке.
Фото предоставлено фотобанком "Лори".