Ростест
telegram icon youtube icon
+74951298625
(495) 150 70 00
Новый барьер для бизнеса: как изменятся цепочки поставок импортной продукции

Новый барьер для бизнеса: как изменятся цепочки поставок импортной продукции

Отзывы о мероприятии

Импорт продукции теперь зависит от включения в специальный реестр

Согласно новым изменениям, сертификаты и декларации по схемам оценки соответствия на серийный выпуск смогут оформлять только те уполномоченные изготовителями лица, которые включены в специальный реестр уполномоченных изготовителем лиц (УИЛ).

Чем обусловлены изменения

Можно предположить, что регулятор руководствуется защитой интересов конечного потребителя. Импортер с незначительным уставным капиталом и небольшим опытом в сфере товарообращения может представлять собой уязвимое звено в цепочках поставок.

В новой формулировке определения «уполномоченное изготовителем лицо» в Договоре о ЕАЭС прослеживается идея регулятора приравнять импортера к уполномоченному изготовителем лицу.

Помимо этого, в новой редакции Договора о ЕАЭС предусмотрено, что все уполномоченные изготовителями лица должны быть включены в реестр уполномоченных изготовителями лиц ЕАЭС.

Порядок ведения реестра будет предусмотрен отдельным нормативным правовым актом. Нам известно, что на дату проведения мероприятия рабочей группой готовился проект решения ЕЭК «О порядке включения уполномоченных изготовителем лиц в единый реестр уполномоченных изготовителем лиц ЕАЭС, а также его формирования и ведения».

Сам реестр будет формироваться Евразийской Экономической Комиссией. Источниками формирования будут выступать реестры уполномоченных органов государств-членов. Исходя из этого, можно предположить, что органы государств-членов будут определять свои дополнительные критерии к включению в национальный реестр, что сильно усложнит процесс для российского УИЛ, учитывая опыт ведения национальных частей реестров ЕАЭС уполномоченными в Российской Федерации органами.

Как на данный момент выглядит процесс

На данный момент УИЛ при заключении договора с изготовителем проводит обеспечение оценки соответствия и оформляет разрешительные документы.

— От изготовителя УИЛ получает технический файл, содержащий комплект документов: сведения о всех существенных процессах производства, технологические карты, спецификации, сведения об изменениях в процессах, которые могут повлиять на соответствие продукции предъявляемым требованиям.

— Далее УИЛ обращается в орган по сертификации с заявкой на проведение оценки (подтверждения) соответствия продукции) и выдачу сертификата соответствия или самостоятельно проводит оценку и принимает декларацию о соответствии.

— После этого УИЛ может предоставлять право пользоваться разрешительными документами любому из импортеров, имеющему контракт с изготовителем, или иному импортеру по усмотрению УИЛ.

В настоящее время на рынке сложилась практика, согласно которой УИЛ не является участником цепочки поставок и представляет собой юридическое лицо, которое имеет полномочия по урегулированию всех вопросов в отношении продукции и ее соответствия установленным на территории ЕАЭС обязательным требованиям и (или) является официальным представителем бренда.

Какие последствия можно ожидать

—   Изменятся логистические цепочки.

По самым предварительным оценкам можно ожидать изменений в логистических цепочках. Импортеры только начали открывать для себя альтернативные возможности, некоторым удалось перестроить бизнес в соответствии с новой реальностью.

—   Будут срываться сроки поставки.

Срок включения в реестр УИЛ по предварительным данным составит 5 рабочих дней. Это значит, что срок оформления разрешительного документа, а, следовательно, и срок поставки потенциально увеличится на эти 5 дней. В условиях, когда невозможно ввести образцы продукции, и во многих случаях приходится их отбирать со склада временного хранения, дополнительный барьер в виде 5-ти рабочих дней может повлечь серьезные убытки для бизнеса.

—   Потеря рынка.

Изготовитель физически не будет иметь возможности каждому партнеру предоставлять технический файл, так как данная информация является конфиденциальной. Таким образом, интерес к его продукции может сильно пошатнуться из-за формальностей в документообороте.

— Ответственность.

На импортеров возлагается ответственность, но причинно-следственную связь будет определить непросто. Как выявить, что тот или иной импортер завез определенную продукцию в случае отсутствия средств идентификации, обязательной маркировки?

— Увеличение конечной цены.

Фактор, который влияет на рынок в целом. Чтобы компенсировать сроки и ответственность, участники будут вынуждены пересмотреть ценовую политику.

Как может выглядеть цепочка поставок и процедура оформления

— Самым первым этапом выступает заключение контракта на поставку между изготовителем и импортером.

— Далее они заключают еще один договор о статусе уполномоченного.

— После УИЛ проходит оценку соответствия критериям включения в реестр.

— Следующий этап – это непосредственно само включение в реестр.

— После этого происходит передача технического файла от изготовителя уполномоченному.  

— И завершающим этапом выступает направление заявки на получение сертификата соответствия или принятие декларации соответствия и ввод в обращение продукции.

Как будет проходить включение в реестр

УИЛ должен будет подать заявку на включение в реестр, и в отношении него будет инициироваться процедура оценки соответствия критериям. В случае положительной оценки, сведения об УИЛ будут вноситься в реестр. Срок принятия решения о включении по предварительным данным – около 5 рабочих дней.

По предварительным данным проектом решения ЕЭК «О порядке включения уполномоченных изготовителем лиц в единый реестр уполномоченных изготовителем лиц ЕАЭС, а также его формирования и ведения» не предусмотрен переходный период.

Однако сейчас обсуждается установление переходного периода в связи с глобальными изменениями. Проект изменений учитывает и возможность исключения из реестра, если будет выявлено, что УИЛ не соответствует критериям, однако пока не установлены сроки подачи повторной заявки.

Критерии включения в реестр

Стоит отметить, что на данный момент критерии не утверждены, но имеются общие сведения, по которым можно сделать предварительные выводы:

1. УИЛ должно иметь регистрацию на территории стран-членов Евразийского Экономического Союза;

2. наличие договора между изготовителем и уполномоченным изготовителем лицом;

3. должны отсутствовать сведения об изготовителе в информационных системах стран-членов, указывающие на производство изготовителем опасной продукции.

На последний пункт стоит обратить особое внимание. На сегодняшний день только в Республике Беларусь имеется подобный реестр - Реестр опасной продукции, запрещенной к ввозу и (или) обращению на территории Республики Беларусь. Но риск того, что изготовитель или УИЛ в результате чьих-либо недобросовестных действий или по ошибке могут оказаться в подобном реестре, достаточно велик. Некоторые представители бизнеса и даже целых ассоциаций делились опытом и сообщали, что контрольный (надзорный) орган одной из стран ЕАЭС принимал фальсифицированную продукцию, импортированную недобросовестными лицами, за оригинальную, проводил испытания, естественно, выявлял несоответствие продукции установленным требованиям и включал ее в реестр опасной продукции.

Какие сведения могут отражаться в реестре

— Сведения об уполномоченном изготовителем лице: юридические реквизиты.

— Данные об изготовителе: наименование и данные о продукции.

— Предполагается, что могут указывать товарный знак.

— Данные о разрешительных документах.

В заключение эфира эксперты Академии РОСТЕСТ призвали коллег и всех заинтересованных лиц к участию в обсуждении нововведений, отмечая, что привлечение внимания к этому вопросу поможет участникам установить наиболее целесообразные критерии и повысить эффективность принимаемых ЕЭК решений. В целом, какие это будут критерии, и будет ли реальная возможность им соответствовать – предмет для будущей отдельной дискуссии экспертов Академии РОСТЕСТ.

Фото предоставлено фотобанком "Лори".