Изменения в № 184-ФЗ “О техническом регулировании”

Изменения в № 184-ФЗ “О техническом регулировании”

Отзывы о круглом столе

Академия РОСТЕСТ провела в онлайн-формате круглый стол, посвященный изменениям в № 184-ФЗ “О техническом регулировании”. Изменения утверждены в декабре 2020 года Федеральным законом № 460-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О техническом регулировании” и Федеральный закон “О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”. Основная часть изменений вступает в силу с 21 июня 2021 года. РОСТЕСТ оперативно отреагировал на нововведения и в прямом эфире обсудил их со своими клиентами и партнерами 26 февраля. Как правильно подготовиться к выполнению новых требований, какие риски учесть – рассказали заместитель генерального директора по оценке соответствия Нина Мощенская, заместитель руководителя органа по сертификации “РОСТЕСТ-Москва” по пищевому направлению Елена Нечаева и юрисконсульт Юлия Васильцюн.

Новые требования закона спикеры условно разделили на две группы: те, что непосредственно относятся к заявителям, и те, что касаются аккредитованных лиц и повлияют на заявителей опосредованно.

Изменения в № 184-ФЗ наделяют контрольно-надзорные органы новыми полномочиями и вводят понятия “недействительность деклараций о соответствии” и “недействительность сертификатов соответствия”. Согласно определениям закона, недействительность декларации и сертификата – основание для прекращения в установленных случаях их действия контрольно-надзорными органами (органами государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов, органом государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц). Принимать решение о приостановлении, прекращении действия сертификата или декларации, признании их недействительными надзорные органы будут в порядке, установленном Правительством РФ. Как отметили эксперты, уже готовится соответствующий проект нормативного правового акта, определяющий такой порядок, прошла стадия обсуждения уведомления о разработке проекта.

Спикеры отметили: хотя закон не вводит такое понятие, как недействительность протокола испытаний, он все же также закрепляет право национального органа по аккредитации признавать недействительными документы, выданные аккредитованными испытательными лабораториями. И здесь запускается определенная цепочка: если контрольно-надзорный орган выявляет недействительность протокола испытаний, то автоматически будет признаваться недействительным и разрешительный документ, выданный на основании этого протокола (декларация или сертификат). Таковы будут последствия признания недействительными протоколов испытаний для заявителя. Для органа по сертификации, включенного в национальную часть единого реестра, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1236 взаимодействие в рамках сертификации с аккредитованной испытательной лабораторией, допустившей массовую или систематическую выдачу документов, признанных недействительными, будет являться достаточной причиной для его исключения из национальной части единого реестра органов по оценке соответствия ЕАЭС.

Нередко случается, что у заявителей нет четкого понимания, как действовать, когда в результате контрольно-надзорных мероприятий выявлено то или иное несоответствие. Чтобы прояснить порядок действий, эксперты привели схему, на которой показали, как происходит взаимодействие и обмен информацией о несоответствиях между изготовителями, потребителями, приобретателями, другими заинтересованными лицами и органами надзора с учетом требований № 184-ФЗ, а также новых законов № 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” и № 247-ФЗ “Об обязательных требованиях в Российской Федерации”.

Эксперты обратили внимание участников круглого стола на новое положение № 184-ФЗ о приоритете сведений, внесенных в реестр сертификатов и деклараций, в случае их расхождения со сведениями, указанными в сертификате или декларации на бумажном носителе, и напомнили о необходимости получения электронной цифровой подписи – требование заверять ею сведения, вносимые в реестр сертификатов соответствия и деклараций, также закреплено в № 184-ФЗ.

Было рассмотрено, кто и когда должен проводить маркирование продукции знаком обращения. Закон определяет, что эта процедура проводится изготовителем или заявителем самостоятельно до выпуска продукции в обращение. Однако пока не определено, каким именно знаком обращения на рынке, согласно соответствующему требованию закона, должна быть промаркирована продукция, которая включена в единый перечень продукции (постановление Правительства РФ № 982) и не попадает под действие технических регламентов Евразийского экономического союза и Российской Федерации.

Переходя к рассмотрению новых требований № 184-ФЗ, касающихся органов по сертификации, эксперты отметили, что эти изменения опосредованно повлияют и на заявителей.

Согласно одному из таких изменений, результаты инспекционного контроля становятся публичными: сведения о его прохождении должны быть включены в реестр сертификатов соответствия. Если же инспекционный контроль не будет проведен в установленный срок или орган по сертификации не предоставит в реестр сертификатов соответствия посредством ФГИС сведения о его прохождении, то действие сертификата будет прекращено. Эксперты обсудили, какова зона ответственности органа по сертификации, какие связанные с ней права и обязанности у него есть по проведению инспекционного контроля, в том числе внепланового, и пояснили, какой должна быть периодичность планового инспекционного контроля. Заявителям нужно быть готовым к прохождению инспекционного контроля не реже одного раза в год, подчеркнули спикеры.

Спикеры обратили внимание на закрепление на законодательном уровне нового термина “эксперт-аудитор”, предполагающего наличие у работника органа по сертификации профессиональной компетенции по проведению аудита в рамках серийной сертификации. Именно такой подход реализован в РОСТЕСТе, но готов ли к изменениям рынок и не будет ли компетентность таких экспертов оцениваться по формальным признакам, усомнились спикеры.

Большой интерес также вызывает вопрос, как отразится на заявителях новая норма закона об установлении регулятором предельного объема сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации. Эксперты предположили, что предельный объем сертификатов для органа будет установлен, скорее всего, исходя из его ресурсов по численности персонала и некоего расчетного значения трудоемкости проведения сертификации. Такая мера является не чем иным, как регулированием рынка услуг по сертификации, подчеркнули спикеры, и вкупе с требованиями к экспертам-аудиторам вызовет определенный передел рынка, что, в свою очередь, отразится на стоимости и сроках проведения сертификации.

В конце мероприятия эксперты ответили на вопросы, заданные участниками, об использовании электронной цифровой подписи, формы проведения инспекционного контроля и передачи сведений о его результатах, маркировке продукции знаком обращения и другие актуальные вопросы, волнующие участников мероприятия.

Присоединяйтесь к обсуждению актуальных тем технического регулирования, участвуйте в наших мероприятиях!

Отзывы о круглом столе


Фото предоставлено фотобанком "Лори".

Было ли полезно?
(Голосов: 0, Рейтинг: 0)

Написать комментарий