Академия РОСТЕСТ провела нетворкинг для представителей пищевой отрасли

Академия РОСТЕСТ провела нетворкинг для представителей пищевой отрасли

Отзывы о мероприятии

Академия РОСТЕСТ совместно с Союзом производителей пищевых ингредиентов провела для представителей пищевой отрасли партнерский нетворкинг, посвященный постановлению Правительства РФ № 353 “Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году”. К пищевой продукции предъявляются повышенные требования безопасности, отрасль имеет свои особенности оценки соответствия. Участники мероприятия с экспертами Академии РОСТЕСТ обсудили проблемы применения положений постановления Правительства РФ № 353 для пищевой продукции.

На вопросы ответили спикеры Академии РОСТЕСТ Юлия Васильцюн, руководитель службы внутреннего комплаенса, и Елена Нечаева, руководитель органа инспекции “РОСТЕСТ-Москва”. Одна из важнейших тем, которая интересовала участников нетворкинга, – возможность применения абз. 3 пп. “а” п. 4 приложения № 18 постановления Правительства РФ № 353 к пищевому сырью: “допускается не представлять таможенным органам документы об оценке соответствия обязательным требованиям (сведения о таких документах) в отношении продукции, являющейся … комплектующими, компонентами, сырьем и (или) материалами для производства (изготовления) продукции на территории Российской Федерации”.

Действительно, юридическим лицам предоставлена возможность не представлять таможенным органам документы о его оценке соответствия при проведении таможенной очистки груза. Однако важно понимать, что постановление Правительства РФ № 353 разрешает не представлять на таможне документ об оценке соответствия сырья и (или) материалов, но не снимает с изготовителя обязанности подтвердить соответствие сырья и (или) материалов, используемых для изготовления пищевой продукции, требованиям технических регламентов.

Спикеры рассказали о том, в чем действительно упрощен выпуск в обращение продукции для импортеров:

– возможность ввозить продукцию, предназначенную для реализации только на территории Российской Федерации, без маркировки, в том числе знаками EAC, СТР или РСТ, (маркировка непосредственно перед реализацией потребителю (приобретателю, пользователю));

– возможность не указывать в сертификатах соответствия и декларациях о соответствии сведения о GLN и ГЛОНАСС.

Для впервые вводимой в обращение продукции появилась возможность оформить декларацию о соответствии по упрощенному порядку согласно п. 6 приложения № 18 (в информационном письме ФТС России от 22.03.2022 № 01-07/15290 такая декларация названа декларацией “с особенностями”), ввести партию продукции по такой декларации и из этой партии провести отбор проб (образцов) для испытаний и проведения оценки соответствия с соблюдением всех установленных правил и процедур и регистрации декларации о соответствии обязательным требованиям.

Спикеры пояснили, что также имеется возможность отбирать пробы (образцы) для испытаний и проведения оценки соответствия по схемам на серийный выпуск продукции из партии продукции, ранее введенной в обращение на территории ЕАЭС.

Регулятор закрепил возможность применения протоколов испытаний, выданных в иностранных государствах, для оформления декларации “с особенностями”.

Спикеры отметили, что признание документов об оценке соответствия возможно в рамках международных систем оценки соответствия. Испытательная лаборатория РОСТЕСТ-Москва является опорной лабораторией Росстандарта, аккредитованной в рамках деятельности Международной организации по аккредитации лабораторий (International Laboratory Accreditation Cooperation – ILAC), и вправе признавать результаты испытаний иностранных лабораторий, аккредитованных в рамках деятельности ILAC.

Участники мероприятия выразили мнение, что среди ограничений и сложностей, с которыми могут столкнуться заявители, применяя п. 6 приложения № 18 постановления Правительства РФ № 353, может быть требование о представлении строго определенного, обязательного комплекта документов. Все документы, перечисленные в п. 6, являются обязательными для принятия декларации “с особенностями”. Среди них необходимо представить такой документ, как описание принятых технических решений изготовителя и документ об оценке рисков. Стороны согласились, что применительно к пищевой продукции силами отдельного хозяйствующего субъекта подготовить такой документ представляется маловозможным. В соответствии с ТР ТС 021/2011 безопасность пищевой продукции – состояние пищевой продукции, свидетельствующее об отсутствии недопустимого риска, связанного с вредным воздействием на человека и будущие поколения. В рамках оценки риска пищевой продукции анализируется степень химического воздействия, возможное немедленное и/или временное и/или длительное воздействие вещества не только на здоровье потребителя, но и на последующие поколения. Оценку риска, включая оценку экспозиции (возможные пути поступления в организм) и зависимость “доза – ответ” (реакция организма на определенную дозу вещества), проводят специальные уполномоченные органы. Оценка воздействия веществ на будущие поколения не может быть проведена в конкретный момент времени, это процесс, который может занять годы или десятки лет.

Напомним, что в соответствии с п. 7 приложения № 18 постановления Правительства РФ № 353 Минпромторг РФ разрабатывал перечень продукции, на которую не может быть оформлена декларация в соответствии с п. 6 приложения № 18. Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в Минпромторг направлялись предложения относительно формирования указанного перечня и включения в данный перечень пищевой продукции и продовольственного сырья, однако пищевая продукция пока так и не появилась в данном перечне.

Спикеры подчеркнули, что постановление Правительства РФ не отменило ответственности за безопасность продукции. Требования к безопасности пищевой продукции, определенные в ТР ТС 021/2011 “О безопасности пищевой продукции”, складываются из требований к сырью, воде, производству, составу, технологии производства, упаковке и маркировке. Все они по-прежнему обязательны к исполнению.

Отдельно спикеры рассказали об особенностях применения постановления Правительства РФ № 353 в отношении оценки соответствия алкогольной продукции. Они напомнили, что, согласно статье 13, пункту 3, Федерального закона № 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции”, качество ввозимой в Российскую Федерацию алкогольной продукции должно быть не ниже качества алкогольной продукции, предусмотренного государственными стандартами, техническими условиями в области производства и оборота алкогольной продукции. Постановление Правительства РФ № 353 не отменяет требований № 171-ФЗ, и все требования к идентификации импортной алкогольной продукции, требования к ее физико-химическим показателям, установленные в национальных стандартах, должны соблюдаться и подтверждаться. Срок годности алкогольной продукции зачастую не ограничен, и продукция, которая ввозится или производится в продленный период действия декларации о соответствии, по истечении этого периода потеряет легитимность своего обращения на рынке. Для алкогольной продукции целесообразнее не применять п. 6 приложения № 18 постановления Правительства РФ № 353 и принять декларации о соответствии с соблюдением всех установленных правил и процедур, подчеркнули спикеры.

РОСТЕСТ всегда готов проконсультировать заявителей по вопросам ввоза продукции, отбора образцов для испытаний, регистрации декларации о соответствии по упрощенной схеме согласно постановлению Правительства РФ № 353. Мы продолжаем работать несмотря ни на что, на безвозмездной основе проводим свои мероприятия для бизнеса.


Фото предоставлено фотобанком "Лори".

Было ли полезно?
(Голосов: 0, Рейтинг: 0)

Написать комментарий