Комплаенс в оценке соответствия как инструмент снижения рисков

Комплаенс в оценке соответствия как инструмент снижения рисков

Академия РОСТЕСТ запустила новый формат мероприятий – практикум.

На практикумы приглашаются действующие заказчики АО “РОСТЕСТ”. Цель мероприятий такого формата – помочь заказчику разобраться в той или иной услуге, рассказать о ее наполнении и практической реализации. Первый практикум прошел онлайн 9 февраля 2021 года. Спикерами мероприятия выступили:

– Нина Мощенская, заместитель генерального директора по оценке соответствия,

– Елена Нечаева, заместитель руководителя органа по сертификации “РОСТЕСТ-Москва” по пищевому направлению,

– Елена Вараксина, заместитель начальника отдела сертификации химической продукции и медицинских изделий,

– Юлия Александрова, начальник сектора по экспертной работе,

– Алексей Гудович, заместитель начальника отдела по работе с экспертами.

Они рассказали об услуге РОСТЕСТа “Комплаенс в сфере обязательных требований к продукции и процессам”. 

Что такое комплаенс от РОСТЕСТа

В общем понимании комплаенс (от англ. сompliance – соответствие) – это обеспечение соблюдения нормативных и законодательных требований в определенных сферах. Комплаенс-менеджмент в сфере технического регулирования на российском рынке явление новое и не до конца понятное. Многим знакомо понятие экспортного комплаенса. Так, с 2017 года Минпромторгом России рассматривается вопрос о создании национальной системы экспортного комплаенса. Экспортный комплаенс объединяет в себе два инструмента: управление рисками при ведении экспортно-импортных операций за счет сертификации экспортеров и их продукции на предмет соблюдения российского и иностранного законодательства, а также сбора, анализа и обмена информацией между надзорными органами различных стран, участвующих в программе экспортного комплаенса. Экспортный комплаенс – механизм глобальный. РОСТЕСТ уже начинает работу в этом направлении, но пока это наши будущие задачи.

Нина Мощенская подчеркнула: говоря об услуге “Комплаенс”, которую сегодня предоставляет РОСТЕСТ, мы подразумеваем выполнение норм действующего законодательства в сфере технического регулирования в части обязательных требований к продукции и процессам, правил и процедур оценки (подтверждения) соответствия первой стороной. Проводить такую оценку РОСТЕСТу позволяет аккредитация по тем областям, по которым и проводится оценка соответствия продукции и процессов. В отличие от сертификации, в рамках комплаенса, помимо выполнения норм действующего законодательства в части обязательных требований к продукции и процессам, оценивается также корректность применения первой стороной необходимых правил и процедур – от идентификации продукции, разработки плана испытаний до принятия и регистрации декларации.

Комплаенс – система многоуровневая

Нина Мощенская рассказала, какие уровни включает комплаенс. 

Первый, самый простой уровень – оценка соответствия продукции установленным обязательным требованиям и корректности ее проведения с точки зрения правил и процедур. По сути, комплаенс продукции по наполнению аналогичен той услуге, которую мы оказывали при декларировании. Стоит отметить, что услуга декларирования в РОСТЕСТе никогда не приравнивалась к простой передаче сведений во ФГИС, а означала активное участие в оценке соответствия вместе с заказчиком. 

Некоторые технические регламенты, например на пищевую, парфюмерно-косметическую продукцию, содержат требования к процессам проектирования или производства продукции. Задачей комплаенса второго уровня (комплаенса процессов) является оценка правильности интерпретации и выполнения первой стороной требований к процессам.

Третий уровень предполагает внедрение и сертификацию систем менеджмента качества в соответствии с международными стандартами, самым универсальным и распространенным из которых является ISO 9001, на основе которой существует ряд других систем менеджмента, например система менеджмента безопасности пищевой продукции ISO 22000. Сертифицированная система менеджмента позволяет гарантировать и демонстрировать всем заинтересованным сторонам способность организации обеспечивать выполнение всех обязательных требований как к продукции, так и к процессам. РОСТЕСТ является органом, аккредитованным в том числе и на проведение сертификации систем менеджмента.

Самый высокий, четвертый, уровень предполагает создание и сертификацию системы комплаенс-менеджмента в соответствии с международным стандартом ISO 19600. Система комплаeнс-менеджмента охватывает уже требования всех сфер законодательства, которые тем или иным образом связаны с деятельностью данного предприятия.

Выгоды комплаенса

Комплаенс проводится на этапе дорыночной жизни продукции, т. е. до принятия декларации. По результатам проведенного анализа соблюдения первой стороной норм законодательства в сфере технического регулирования выдается отчет о соответствии продукции (комплаенс-отчет). Этот документ может лечь в основу принятия декларации и будет являться усилением доказательственной базы. Проводя оценку, РОСТЕСТ гарантирует, что структурный форматно-логический контроль во ФГИС Росаккредитации будет пройден, а декларирование – являться достоверным. При возникновении вопросов со стороны надзорных органов на стадии рыночной жизни продукции РОСТЕСТ готов оказывать поддержку заказчикам в части оценки соответствия, которая была проведена в рамках комплаенса до принятия декларации.

Если заказчик обращается за услугой “Комплаенс” на второй стадии цикла жизни продукции на рынке, то есть после принятия декларации о соответствии, то мы можем предложить услугу в формате традиционной добровольной сертификации продукции или сертификации системы менеджмента качества.

Нина Мощенская напомнила о новом федеральном законе № 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”, который вступает в силу с 1 июля 2021 года. Закон предполагает риск-ориентированный подход к надзорной деятельности. Проведение независимой оценки соблюдения норм рассматривается в нем как один из факторов, снижающих риски со стороны субъектов надзора. Таким инструментом по снижению рисков и является комплаенс.

Что содержит комплаенс-отчет

Елена Нечаева рассказала о наполнении комплаенс-отчета на продукцию, выдаваемого РОСТЕСТом. Документ содержит несколько разделов, которые отражают этапы комплаенса. На мероприятии были подробно рассмотрены все разделы отчета. В каждом разделе указываются, требования каких именно национальных и наднациональных нормативно-правовых актов должны соблюдаться первой стороной на определенном этапе. 

Эксперты Елена Вараксина, Юлия Александрова и Алексей Гудович на примерах продукции различных отраслей промышленности наглядно продемонстрировали, какие встречаются сложности при идентификации продукции и как непросто бывает заявителям разобраться с различными нормами и их применимостью в конкретных случаях.

Говоря о выборе лаборатории для проведения испытаний продукции, Нина Мощенская напомнила о посыле, который Росаккредитация, по сути, транслирует в своих официальных выступлениях: ответственность первой стороны заключается в том числе и в выборе лаборатории. Однако у заявителей нет необходимых инструментов контроля деятельности лаборатории. В этом компетентен орган по сертификации. Выбирая лабораторию, РОСТЕСТ может гарантировать ее надежность.

Подходя к финалу обзора комплаенс-отчета, Елена Нечаева отметила, что итогом анализа выполнения норм действующего законодательства в части обязательных требований, а также соблюдения правил и процедур оценки (подтверждения) соответствия продукции первой стороной в комплаенс-отчете делается вывод о том, что заявитель эти нормы выполнил и оценку соответствия провел корректно.

В рамках данного мероприятия мы постарались ответить на часто возникающие вопросы об услуге “Комплаенс”. 

Мы стараемся соответствовать заявленным обещаниям. Помимо вебинаров на тему комплаенса, на постоянной основе для действующих заказчиков мы планируем регулярно проводить практикумы на эту тему. Каждый второй вторник каждого месяца мы приглашаем наших клиентов для обсуждения наполнения и практической реализации услуги. Также вы можете обращаться за разъяснениями и помощью в получении услуги к персональному менеджеру, работающему с вами.

Мы также рады видеть потенциальных партнеров и заказчиков на наших мероприятиях, ссылка на план мероприятий: 

План мероприятий

Вы можете заказать услугу "Комплаенс" по телефону: +7 (495) 150-70-00, по эл. почте:rostest@rtmsk.ru, либо заполнив заявку здесь: Контакты


Фото предоставлено фотобанком "Лори".

Было ли полезно?
(Голосов: 0, Рейтинг: 0)

Написать комментарий