Ростест
telegram icon youtube icon
+74951298625
(495) 150 70 00
ТР ЕАЭС 051/2021 о безопасности мяса птицы: вступление в силу, тонкости и нюансы. Часть 2

ТР ЕАЭС 051/2021 о безопасности мяса птицы: вступление в силу, тонкости и нюансы. Часть 2

Отзывы о мероприятии

Начало статьи читайте здесь

Требования к воде и технологическим вспомогательным средствам

Вода, используемая в процессе производства, должна соответствовать требованиям ТР ТС 021/2011.

Для снижения риска перекрестного обсеменения микроорганизмами тушек птицы при водяном охлаждении:

— допускается использование антимикробных технологических вспомогательных средств в соответствии с требованиями ТР ТС 029/2012 (приложение 25);

— не допускается использование растворов, содержащих активный хлор в концентрации, превышающей допустимую концентрацию хлора в питьевой воде.

Требования к производству

В регламенте указаны требования к безопасности производства для разных видов продуктов убоя и продукции их переработки, которые имеют ряд характерных особенностей в процессах их изготовления. На всех стадиях процесса производства должна обеспечиваться прослеживаемость.

Организация производственных помещений, технологическое оборудование, инвентарь, используемый в процессе производства, условия хранения и удаления отходов производства, а также вода, используемая в процессе производства, должны соответствовать требованиям ТР ТС 021/2011.

Для подтверждения выполнения этих требований в части безопасности производства может быть проведена оценка с участием третьей стороны. Эту оценку, связанную с процессами, основанными на принципах ХАССП и системы менеджмента качества, может проводить орган по сертификации систем менеджмента качества. В части оценки выполнения требований эту функцию может выполнить орган инспекции.

Общие требования к процессам производства

В соответствии с требованиями ТР ЕАЭС 051/2021 и сопутствующих технических регламентов (в том числе ТР ТС 021/2011):

— изготовитель обязан осуществлять процессы производства продуктов убоя птицы и продукции из мяса птицы;

— лица, уполномоченные изготовителем, обязаны контролировать соответствие продуктов убоя птицы и продукции из мяса птицы и их процессов производства требованиям регламентов;

— продавцы обязаны контролировать соответствие продуктов убоя птицы и продукции из мяса птицы требованиям регламентов, а также состояние упаковки и сроки годности.

Требования к маркировке

В регламенте в значительном объеме указаны требования к маркировке всевозможных видов мяса птицы, субпродуктов и продуктов из них, в том числе для продукции для детского питания.

Маркировка продуктов убоя птицы и продукции из мяса птицы должна соответствовать требованиями ТР ЕАЭС 051/2021, ТР ТС 022/2011 и ТР ТС 029/2012.

В маркировке должна быть указана информация об отличительных признаках («халяль», «кошерное мясо»), она должна соответствовать требованиям ТР ТС 022/2011.

Для продукции общего назначения не допускается использование придуманных названий, которые ассоциируются с детской продукцией (сосиски «Детские», колбаса «Бутуз»).

В маркировке указываются общепринятые названия по анатомическому признаку, характерному рисунку на разрезе, виду используемых рецептурных компонентов, а также широко применяемым ассортиментным наименованиям.

В составе маркировки не допускается использование слов «произведено из охлажденного сырья» или аналогичных по смыслу слов, если продукция произведена из сырья иного термического состояния, кроме охлажденного.

Если в составе есть мясо птицы механической обвалки, то информация об этом обязательно указывается в маркировке.

В маркировке продукции из мяса птицы в составе указывается вода при любом способе ее добавления: в виде льда, рассола, раствора, бульона и др.

Если продукция упакована под вакуумом или в условиях модифицированной атмосферы, то информация об этом также указывается. При этом в регламенте нет прямого требования указывать в маркировке состав газовой среды. Однако в ТР ТС 029/2012 указаны гигиенические нормативы применения упаковочных газов, в которых максимально допустимые уровни газовой смеси нормируются технической документацией изготовителя. Поэтому рекомендуем указывать эту информацию на маркировке, так как по сути это является особенностью продукции и влияет на установленные требования безопасности.

Также в маркировке указывается информация о применении стартовых культур микроорганизмов и ферментных препаратов, если активность последних, в том числе остаточная, сохраняется в готовом продукте.

Подлежит указанию и состав маринадов и рассолов с обозначением входящих в них компонентов.

Пищевые добавки, комплексные пищевые добавки и ароматизаторы указываются в составе в соответствии с ТР ТС 022/2011 и ТР ТС 029/2012.

Не допускается маркировка продукции мяса птицы с использованием придуманных названий, которые тождественны или сходны до степени смешения с придуманными названиями, установленными в межгосударственных стандартах (пункт 104 «в»). На данный момент вступление в силу второго абзаца этого пункта отложено, но в третьем абзаце есть прямое требование, не допускающее использование таких наименований, установленных в ТР ТС 034/2013.

Таким образом, с момента вступления в силу ТР ЕАЭС 051/2021 нельзя будет использовать, к примеру, название «Докторская колбаса» для колбасного изделия из мяса птицы.

Держим руку на пульсе. Вступление в силу ТР ЕАЭС 051/2021. Тонкости и нюансы

Формы оценки соответствия

Выбор формы оценки соответствия зависит от вида продукции:

— для продуктов убоя птицы проводится процедура ветеринарно-санитарной экспертизы с оформлением ветеринарного сертификата;

— для продукции из мяса птицы для детского питания или пищевой продукции нового вида формой оценки соответствия является государственная регистрация с оформлением свидетельства о государственной регистрации;

— для продукции из мяса птицы формой оценки соответствия является декларирование о соответствии с оформлением декларации о соответствии.

Формы оценки соответствия не должны пересекаться, документ, подтверждающий соответствие регламенту, должен быть один. Форма оценки соответствия зависит от того, какая продукция подлежит оценке соответствия — переработанная или непереработанная. Определение этого на практике зачастую представляет собой значительную сложность.

Схемы декларирования

Следует сразу же заметить, что ТР ЕАЭС 051/2021 уже включает в себя решение Совета ЕЭК от 18.04.2018 № 44 «О типовых схемах оценки соответствия».

Всего в регламенте предусмотрены три схемы. Во всех из них включенная в Единый реестр аккредитованная испытательная лаборатория проводит испытания образцов продукции, а заявитель собирает собственную доказательственную базу в единый пакет документов и принимает декларацию о соответствии.

— Схема 3Д (на серийный выпуск). Заявителем может быть изготовитель или уполномоченное лицо (уполномоченный иностранным изготовителем резидент на территории ЕАЭС). Срок действия декларации по этой схеме — не более трех лет. Напомним, что уполномоченным лицом является зарегистрированное юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя на территории ЕАЭС, которое несет ответственность за соответствие продукции требованиям регламентов Союза, а также за ее несоответствие требованиям регламентов.

— Схема 4Д (на партию продукции). Заявителем может выступать изготовитель, уполномоченное лицо или продавец (импортер). Срок действия декларации соответствует сроку годности продукции.

— Схема 6Д (на серийный выпуск). Заявителем является изготовитель или уполномоченное лицо. В пакет документов обязательно входит сертификат на систему менеджмента качества, выданный аккредитованным органом по сертификации систем менеджмента (копия или оригинал). Напрямую в регламенте не прописано, что орган должен быть аккредитован в национальной системе аккредитации. Однако в решении Совета ЕЭК № 44 указано, что аккредитация обязательно нужна. Срок действия декларации по этой схеме — не более пяти лет.

При использовании схемы 6Д сертификация системы менеджмента производится на срок до трех лет. Соответственно, необходимо ежегодное проведение инспекционного контроля, свидетельство о прохождении которого обязательно нужно включать в пакет доказательственных документов.

Как только срок действия сертификата заканчивается или он становится недействительным по другим причинам, декларация должна быть аннулирована. Если этого не сделает сам заявитель, то аннуляцию проведут надзорные органы.

Если в системе менеджмента качества произошли какие-либо изменения, то заявитель также обязан уведомить об этом орган по сертификации систем менеджмента и предпринять дальнейшие действия.

Алгоритм выполнения обязательных требований

В общем виде алгоритм выглядит следующим образом:

— в основе — корректное проведение идентификации продукции;

— установление обязательных требований к продукции: достаточность и корректность выбора показателей безопасности;

— выбор из перечня стандартов применимых методов и условий проведения испытаний, разработка программы испытаний;

— выбор и установление объема выборки для испытаний (необходимо использовать стандарты из перечней к регламенту, которые устанавливают объем выборки для проведения испытаний);

— квалификация и мониторинг деятельности лаборатории для проведения испытаний;

— полнота и достаточность комплекта документов и сведений.

Квалифицированное выполнение этого алгоритма — компетенция специалистов РОСТЕСТа, мы сопровождаем все этапы последовательности вплоть до получения декларации. Сбор документов и их анализ также являются нашими постоянными задачами.

Состав пакета документов для принятия декларации о соответствии

Комплект документов включает в себя:

— учредительные документы юридического лица;

— копию технической документации, по которой изготовлена продукция;

— сертификат (копию сертификата) соответствия на систему менеджмента качества (для схемы 6Д);

— протоколы испытаний продукции (при наличии);

— протокол испытаний продуктов убоя птицы или немясных ингредиентов (при наличии);

— копию договора поставки (для схемы 4Д) и товаросопроводительную документацию;

— договор с иностранным изготовителем об уполномоченном лице.

Иные документы по выбору заявителя, которые включают в себя:

— маркировку продукции;

— документы о безопасности сырья;

— документы о безопасности упаковки;

— документы, подтверждающие проведение производственного контроля;

— документы, подтверждающие требования к соблюдению принципов ХАССП;

— прочие документы.

Пакет документов, который прилагается к декларации, служит и основанием для ее принятия. Декларация должна быть оформлена по единой форме согласно решению Коллегии ЕЭК от 25.12.2012 № 293. Заполненная декларация регистрируется в соответствии с порядком регистрации, утвержденным решением Коллегии ЕЭК от 20.03.2018 № 41.

Пакет документов вместе с декларацией заявитель хранит у себя в течение не менее пяти лет со дня прекращения производства продукции (для серийного выпуска продукции) или не менее пяти лет со дня реализации партии продукции (для схемы на партию продукции). При этом весь пакет доказательственных материалов должен постоянно поддерживаться в актуальном состоянии.

Фото предоставлено фотобанком "Лори".