ТР ЕАЭС 041/2017: текущее состояние регулирования химической продукции. Часть 1

ТР ЕАЭС 041/2017: текущее состояние регулирования химической продукции. Часть 1

Отзывы о мероприятиии

Эксперты Академии РОСТЕСТ ответили на вопросы о текущем статусе ТР ЕАЭС 041/2017 “О безопасности химической продукции”, об актуальных изменениях и трендах в регулировании обращения химической продукции.

На какую продукцию распространяется регламент?

Напомним, что ТР ЕАЭС 041/2017 “О безопасности химической продукции” принят решением Совета ЕЭК от 03 марта 2017 года. Цели его принятия:

— установление единых обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Союза требований к химической продукции, выпускаемой в обращение на этой территории;

— установление правил и формы оценки соответствия химической продукции, правил идентификации, требований к терминологии, маркировке и правилам ее нанесения.

Положения технического регламента разработаны с учетом Рекомендаций ООН “Согласованная на глобальном уровне система классификации опасности и маркировки химической продукции” (сокращенно — СГС).

В принятой редакции первой статьи технического регламента (“Область применения”) установлено, что его действие распространяется на всю химическую продукцию, выпускаемую в обращение на таможенной территории Союза, за исключением продукции по перечню приложения № 1.

Отметим, что в отношении отдельных видов химической продукции, являющейся объектом регулирования иных технических регламентов Таможенного союза, устанавливающих конкретные требования к этим видам химической продукции, действие ТР ЕАЭС 041/2017 распространяется в части, касающейся требований к классификации, предупредительной маркировке и паспорту безопасности химической продукции в случае, если указанные требования не установлены иными техническими регламентами Союза.

Кроме того, из области распространения действия регламента исключены препаративные формы пестицидов (п. 4 решения Совета ЕЭК от 03.03.2017 г. № 19).

В 2021 году на публичное обсуждение были вынесены изменения в регламент, согласно которым исключениями из области распространения будут считаться:

— химические вещества, производство (ввоз) которых составляет менее 1 тонны одним производителем/импортером в год, за исключением классифицированных как канцерогены и (или) мутагены и (или) репротоксиканты класса 1 и 2;

— химические смеси, за исключением классифицированных как канцерогены и (или) мутагены и (или) репротоксиканты класса 1 и 2.

На данную продукцию, выпускаемую в обращение менее 1 тонны в год, действие технического регламента должно распространяться только в части требований к классификации, предупредительной маркировке и паспорту безопасности химической продукции и в случае, если указанные требования не установлены иными техническими регламентами Союза.

Участники прямого эфира задали экспертам вопрос, попадают ли пищевые ароматизаторы под область применения технического регламента. Согласно приложению № 1 к ТР ЕАЭС 041/2017 действие данного технического регламента не распространяется на пищевую продукцию, в том числе биологически активные добавки к пище и пищевые добавки, а также готовые корма для животных.

Согласно ТР ТС 021/2011 пищевая продукция — продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, упакованная питьевая вода (в том числе природная минеральная вода, купажированная питьевая вода, обработанная питьевая вода, природная питьевая вода, питьевая вода для детского питания, искусственно минерализованная питьевая вода), алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье. Таким образом, как пищевая продукция пищевые ароматизаторы не относятся к объектам области применения ТР ЕАЭС 041/2017.

Каковы итоги инвентаризации химических веществ?

Инвентаризация — большой и важный процесс по созданию перечня химических веществ, находящихся в обращении на территории страны.

Инвентаризация являлась предварительным этапом для вступления в силу технического регламента и была направлена на формирование единого перечня химических веществ для последующей систематизации и рационального регулирования.

Инвентаризация в РФ была проведена в период с 13 мая 2019 г. по 30 декабря 2020 г. Результатом стал единый перечень химических веществ. Ознакомиться с ним можно на портале Государственной информационной системы промышленности.

Инвентаризация — это не только первый этап всего комплекса мероприятий в рамках вступления в силу ТР ЕАЭС 041/2017, но и первый этап формирования общего реестра химических веществ и смесей Союза, который, в свою очередь, будет состоять из национальных частей.

Реестр Союза предусмотрен регламентом в качестве основного информационного ресурса, содержащего максимально полную информацию о веществах и смесях, в том числе об ограничении, запрещении или разрешении их на территории Таможенного союза.

Реестр в том числе позволит определять, содержит ли производимая или ввозимая продукция новые химические вещества.

Так, если сведения о веществе в реестре отсутствуют, то такое вещество идентифицируется как новое и подлежит процедуре нотификации с составлением отчета о безопасности химической продукции.

В этих условиях инвентаризация, полнота ее прохождения приобретают ключевое значение для химической отрасли, ведь все вещества, которые пройдут инвентаризацию, получат статус “существующих”.

С целью максимального наполнения реестра и во избежание попадания под порядок нотификации веществ, уже выпускающихся в обращение на территории Таможенного союза до вступления в силу технического регламента, будет введена отложенная норма по инвентаризации: в течение двух лет после вступления в силу технического регламента заявитель может внести в реестр химическое вещество без процедуры регистрации, имея документальное подтверждение (договоры на поставку, товарно-транспортные накладные, сведения о наличии химического вещества в национальном реестре государств-членов и так далее).

Когда ТР ЕАЭС 041/2017 вступит в силу?

На сегодня установлена новая дата вступления регламента в силу — 30 декабря 2023 года при условии утверждения документов второго уровня до 1 июля 2022 года.

Кроме того, в проекте решения отмечено еще одно условие, необходимое для вступления в силу технического регламента — это утверждение проекта изменений к нему. На данный момент утверждения проекта также не последовало.

Таким образом, остается ждать, когда все разногласия, препятствующие утверждению документов, будут устранены.

Что такое документы второго порядка?

Под документами второго порядка подразумеваются:

— порядок формирования и ведения реестра химических веществ и смесей Евразийского экономического союза;

— порядок проведения нотификации химических веществ.

На вопрос участников о том, когда будут утверждены документы второго уровня, эксперты проинформировали, что на сегодня в общем доступе находятся лишь проекты этих документов, окончательные версии еще не утверждены.

Продолжение: здесь

Фото предоставлено фотобанком "Лори".

Было ли полезно?
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)

Написать комментарий