Система обеспечения качества при производстве продукции
Что такое система менеджмента качества? Зачем она нужна организации? Как преодолеть сложности при ее внедрении? Обсуждению этих и других вопросов о системе менеджмента качества посвящен большой цикл вебинаров Академии РОСТЕСТ. Очередное мероприятие цикла “Опытный взгляд на систему менеджмента качества. Экспертный подход к требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015. 6-я ступень (II этап). Система обеспечения качества. Производство” прошло 12 октября. Для мероприятия был выбран формат “прямой эфир”.
Спикер мероприятия Николай Поляков, главный специалист отдела по сертификации систем менеджмента и инспекции АО “РОСТЕСТ”, ответил на вопросы ведущей Татьяны Малых, менеджера Академии РОСТЕСТ, в чем заключается важность каждого этапа жизненного цикла продукции и на что стоит обратить внимание, чтобы сохранить качество при разработке и производстве продукции.
Система менеджмента качества обеспечивает способность организации постоянно поставлять продукцию или услуги, которые удовлетворяют требованиям заказчика, законодательным и нормативно-правовым требованиям. Ее цель – постоянное повышение удовлетворенности потребителя. Система обеспечения качества является частью системы менеджмента качества. Она направлена на повышение показателей качества и безопасности продукции или услуги.
ГОСТ Р ИСО 9001-2015 устанавливает к системе обеспечения качества довольно много требований:
– понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон (п. 4.2);
– ориентация на потребителей (пп. 5.1.2, 5.3);
– цели в области качества и организационная структура, обязанности и полномочия руководящего персонала (пп. 5.1, 5.2, 5.3, 6.1, 6.2, 6.3, 9.3);
– инфраструктура (п. 7.1.3);
– компетентность персонала (п. 7.2);
– накопление знаний организации, обмен информацией, управление документированной информацией (пп. 7.1.4, 7.1.5, 7.1.6, 7.4, 7.5);
– методы производства, контроля качества и обеспечения качества продукции (пп. 8.4.2, 8.5.1, 8.5.2, 8.5.4, 8.6, 9.1.1);
– средства контроля достижения требуемого уровня качества (пп. 7.1.5, 8.7, 9.1, 9.2, 10.2).
Внедрение системы менеджмента качества начинается с анализа рынка, выявления потребительских ожиданий, поставки целей в области качества. Понятие качества имеет много аспектов и различных интерпретаций. В философии системы менеджмента качества под качеством прежде всего понимаются ожидания потребителя. Продукция может соответствовать всем установленным к ней нормативным требованиям, но при этом не отвечать требованиям потребителя, например, к надежности, эргономичности или дизайну. Потребитель доволен – бизнес в плюсе. “Если продукт не будет пользоваться спросом и клиент не будет его покупать, бизнес придет в упадок. Поэтому требования клиента стоит учитывать. Если мы учитываем требования потребителей, то наш бизнес развивается, растёт конкурентоспособность продукции”, – отметил Николай. Система менеджмента качества направлена на постоянное совершенствование бизнеса.
Система обеспечения качества распространяется на все этапы жизненного цикла продукции. Непосредственно с производством связаны следующие этапы жизненного цикла продукции:
– разработка продукта;
– подготовка процессов;
– закупка, заготовка, тестирование;
– производство, изготовление;
– испытания и контроль;
– упаковка и хранение.
Каждый из них вносит свой вклад в формирование качества продукции.
На этапе разработки закладывается соответствие продукции нормативным и законодательным требованиям и требованиям заказчика. Этап начинается с разработки технического задания и заканчивается изготовлением и испытанием опытного образца. Поскольку в разработку продукции вовлечены многие подразделения, важно наладить их взаимодействие, по возможности устранить имеющиеся барьеры. “Зачастую бывает так, что подразделения конструкторов, технологов, производства, снабжения не ладят между собой по каким-либо причинам – техническим, а может, и личным. Задача системы менеджмента качества – добиться, чтобы процесс разработки, освоения продукции проходил достаточно быстро”, – отметил Николай. Наладить работу поможет процессный подход. Идея процессного подхода заложена в основу системы менеджмента качества. Его суть – отдельные действия или операции необходимо выстроить в цепочку взаимосвязанных процессов, убрав из нее все лишнее.
Для достижения успеха любая организация должна накапливать знания – таков посыл ГОСТ Р ИСО 9001-2015. При проектировании продукции накопленные знания и опыт пригодятся как никогда. Причем во благо организации можно использовать как положительный, так и отрицательный опыт. “Частая ситуация – ошиблись в рамках опытного производства. Исправили, выпустили. Все прекрасно. Через пару лет делают новую продукцию и допускают те же ошибки. Не используют уроки, извлеченные из предыдущего неудачного опыта. А это плохо сказывается на бизнесе”, – рассказал Николай.
Критериями оценки на этапе разработки продукции являются финансовые и материальные затраты. После их анализа станет понятно, какие существуют проблемы, выгоден ли проект, есть ли нехватка ресурсов.
Чтобы сохранить качество продукции, достигнутое при производстве опытного образца, необходимо тщательно подготовить процессы производства. Данный этап включает выбор и подготовку оборудования, определение необходимых мощностей, отладку технологических линий. Современные условия рынка диктуют, чтобы продукт был качественным и изготовлен в срок. Добиться этого можно тщательным планированием процессов производства. Если предприятие выпускает различные виды продукции на нескольких технологических линиях, важно предусмотреть, чтобы выпуск новой продукции не сказался отрицательно на качестве и сроках изготовления имеющейся продукции.
Качество продукции напрямую зависит от используемых материалов. Сэкономив на материалах, вы потратите больше на рекламациях и гарантийном обслуживании. Технические регламенты ТC/ЕАЭС требуют, чтобы материалы, из которых изготавливается продукция, были безопасными. “В рамках системы менеджмента качества использовать только безопасные материалы недостаточно, нам нужно завоевать сердца клиентов. Вряд ли потребитель будет доволен, если получит продукцию, которая хоть и отвечает всем требованиям безопасности, но при этом ломается на следующий после покупки день”, – отметил Николай.
На этапе изготовления продукции на ее качество непосредственно влияют состояние производственной среды, исправность и технологическая точность оборудования, технологическая оснащенность, квалификация персонала.
Чтобы своевременно исключить попадание несоответствующей продукции к потребителю, на предприятии должна функционировать система прослеживаемости продукции на всех стадиях ее изготовления. Система прослеживаемости позволяет идентифицировать движение продукции от одной операции к другой и выявлять несоответствия на ранних этапах. Для обеспечения прослеживаемости продукции применяются маршрутные карты, автоматизированные информационные системы учета.
Контроль качества продукции, проводимый на ежедневной основе, позволяет накапливать статистические данные. Их анализ помогает выявлять причины брака, расставлять приоритеты, понимать источники потерь и принимать верные решения по воздействию на процесс изготовления. “Используйте накопленные в организации знания, применяйте различные инструменты статистического контроля”, – призвал спикер.
Контролировать качество продукции должно независимое от производства подразделение. “Задача отдела технического контроля – констатировать факт, соответствует ли продукция требованиям или нет, и не допустить несоответствующую продукцию на склад. ОТК никогда не отвечает за качество продукции, за качество продукции должно отвечать производство”, – подчеркнул Николай.
Для обнаружения брака и несоответствий также проводятся испытания продукции. По результатам испытаний может потребоваться корректировка конструкторской и технологической документации.
Управление качеством продолжается и после завершения производственных процессов, и не менее важный этап – упаковка и хранение. Упаковка обеспечивает сохранность продукции при транспортировке, защиту от повреждений и воздействий внешней среды. Свойства упаковки, например герметичность, могут значительно влиять на качество упакованного продукта. К упаковке предъявляется много различных требований в зависимости от вида продукции, ее назначения и географии использования.
Система менеджмента качества требует обеспечить идентификацию и прослеживаемость продукции в местах ее хранения, регламентировать требования по хранению продукции и периодически контролировать их соблюдение.
Складское хозяйство предприятия должно быть организовано таким образом, чтобы продукцию легко можно было найти. Высокий уровень развития технологий позволяет использовать автоматизированные системы складского учета, которые значительно упрощают поиск и отслеживание продукции.
Если на каком-либо этапе жизненного цикла продукции качеству уделяется недостаточное внимание, это отразится на конечном продукте. Работа над качеством продукции должна быть постоянной и систематической. “Тем самым вы минимизируете большинство потерь на ранних стадиях изготовления. Если ошибка была допущена на первоначальном участке, вы сэкономите множество ресурсов, не допустив бракованную продукцию до финальной стадии обработки и изготовления”, – подчеркнул Николай. Организовать всю работу по выпуску продукции помогает система менеджмента качества. Она позволяет систематизировать, упростить и сделать прозрачнее процессы на всех этапах производства продукции.
Если у вас есть какие-либо вопросы о внедрении или сертификации системы менеджмента качества, Николай Поляков готов на них ответить.
Контакты для связи:
– тел.:+7 (495) 150-70-00;
– e-mail: NikolaiVP@rostest.ru.
Фото предоставлено фотобанком "Лори".