Ростест
en
+74951298625
(495) 150 70 00
Система обеспечения качества: ответы на вопросы

Система обеспечения качества: ответы на вопросы

Академия РОСТЕСТ запустила новый формат онлайн-мероприятий — прямой эфир. Прямой эфир проходит в форме диалога ведущего и эксперта на определенную тему. К обсуждению приглашаются также все участники мероприятия.

Первое мероприятие в формате прямого эфира прошло 20 июля. Его тема: “Опытный взгляд на систему менеджмента качества. Экспертный подход к требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015. 6-я ступень. Система обеспечения качества. Продукция”. Мероприятие продолжило серию вебинаров, цель которых — знакомство слушателей с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и обсуждение различных аспектов внедрения и развития системы менеджмента качества внутри своей компании или организации.

На вопросы менеджера Академии РОСТЕСТ Татьяны Малых о системе обеспечения качества продукции отвечал главный специалист отдела по сертификации систем менеджмента и инспекции АО “РОСТЕСТ” Николай Поляков.


Что такое система обеспечения качества продукции и как она связана с ГОСТ Р ИСО 9001-2015? 

Система обеспечения качества продукции является частью системы менеджмента качества, требования к которой устанавливает ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Система менеджмента качества обеспечивает способность организации поставлять продукцию или услуги, которые удовлетворяют требованиям заказчика, соответствуют законодательным и нормативно-правовым требованиям, и ставит своей целью постоянное повышение удовлетворенности потребителя. Система обеспечения качества – система управления на предприятии, направленная на повышение показателей качества и безопасности продукции или услуги.

 

Как получается, что повышение качества продукции снижает издержки производства? Разве для повышения качества продукции не требуются дополнительные ресурсы, вследствие чего происходит удорожание продукции?

Система менеджмента качества нацелена на постоянное улучшение продукции или услуг и совершенствование бизнес-процессов организации. Рациональное распределение ресурсов, устранение потерь в процессах, снижение брака позволяет экономить деньги. Сэкономленные деньги можно направить на развитие бизнеса: покупку нового оборудования, создание нового продукта, обучение персонала. В итоге потребитель получает лучший продукт, клиентская база организации растет, прибыль увеличивается.

 

Как внедрить систему обеспечения качества?

Каждая организация и ее продукция или услуги уникальны. Прежде всего необходимо:

– определить внешние и внутренние факторы, влияющие на качество;

– изучить рынок (понимать, какие преимущества и недостатки есть у конкурентов);

– понимать, какие имеются ресурсы внутри компании для создания качественного продукта;

– проанализировать требования и ожидания потребителей.

Дополнительно можно изучить международный опыт развития схожего типа продукции, посмотреть отраслевые требования, которые помогут сориентироваться на рынке и понять ожидания клиентов. Вся собранная и проанализированная информация поможет повысить качество, снизить издержки, а также привлечь новых клиентов.

Тут главное помнить народную мудрость, что лучшее – порой враг хорошего!

Алгоритм действия по выстраиванию системы обеспечения качества наглядно демонстрирует цикл PDCA (планируй — делай — проверяй — действуй), который лежит в основе ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Все начинается с постановки цели, разработки плана действий по достижению цели. Для реализации плана потребуется выделить необходимые ресурсы, назначить ответственных. Когда план будет реализован, следует проанализировать полученный результат, были ли где-то допущены ошибки, требуется ли корректировка плана.

 

Как достичь повышения объема изготовления нового продукта?

Прежде чем повышать объем качества новой продукции, необходимо в первую очередь добиться стабильности и высокого качества уже производимой продукции.

Продукт может быть новым с разных точек зрения. Если изменилась технология изготовления продукта или применяется новое технологическое оборудование, то на выходе тоже будет новый продукт. Новый продукт потребуется протестировать, чтобы убедиться, обладает ли он требуемыми показателями качества. Для этого разрабатывается опытный образец. Создание опытного образца включает несколько этапов:

– разработку документации;

– проверку и налаживание технологии его изготовления с учетом имеющихся ресурсов;

– опытное производство;

– оценку конкурентоспособности продукта на рынке;

– сбор и анализ информации о новом продукте от потребителей;

– корректирующие действия.

Качество продукции зависит от каждого этапа, и мы всегда должны помнить – самое главное, чтобы потребитель продуктом остался доволен. После можно вкладывать ресурсы в повышение производительности, улучшая тем самым рентабельность продукции и создавая резерв для дальнейшего развития компании и ее новых продуктов.

Недовольный клиент – потерянные возможности.

 

Что поможет быстро и просто внедрить систему менеджмента качества?

Способов достаточно много, все зависит от организации, ее возможностей (ресурсов) и поставленных целей. Если в настоящий момент нет ресурсов, то необходимо работать с потерями, где хорошо помогут инструменты бережливого производства для получения необходимых ресурсов, а также внедрение процессного подхода, ведь, когда деятельность организации прозрачна и предсказуема, ей легко управлять, а тем более совершенствовать, улучшать и оптимизировать. Каждая организация выбирает для себя наиболее применимые и подходящие методы.

В первую очередь стоит начать с анализа деятельности вашей организации, в этом вам помогут инструменты статистического метода анализа, с помощью которых вы сможете выявить слабые места и именно с них начать внедрение СМК (системы менеджмента качества).

Бывает так, что высшее руководство удалено от своих подчиненных. Понять проблемы, которые есть на производстве, поможет простой разговор с руководителями подразделений. Внутренние аудиты также позволяют идентифицировать проблемы, подбирать корректирующие действия и проводить периодическую оценку их эффективности.

Принципы выстраивания системы обеспечения качества заложены в ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Это процессный подход, риск-ориентированное мышление.

Выявить слабые и сильные стороны системы обеспечения качества, получить рекомендации по ее улучшению поможет экспертная оценка независимым органом.

Важно, чтобы система не уходила в бюрократию. Ведь ее задача – сделать процессы более прозрачными и управляемыми, а не создавать дополнительную нагрузку на организацию.

 

Что дает компании сертификат на систему менеджмента качества?

Сертификация позволяет демонстрировать всем заинтересованным сторонам, что система менеджмента качества на предприятии работает эффективно и направлена на повышение удовлетворенности потребителей.

Обратившись в компетентный орган по сертификации системы менеджмента качества, организация получает надежного бизнес-партнера. Эксперты в ходе инспекционных аудитов оценят функционирование системы и порекомендуют, как улучшить деятельность тех или иных подразделений и бизнеса в целом.

 

Как мотивировать сотрудников к развитию системы менеджмента качества?

К беседе ведущего и эксперта также присоединились и другие участники прямого эфира. Они обозначили проблемы, с которыми сталкиваются многие компании при внедрении системы менеджмента качества. Это нежелание руководителей процессов видеть дальше границ своих процессов и решать проблемы комплексно, а также низкая мотивация сотрудников применять требования системы.

Эксперты предложили несколько вариантов решений. Прежде всего это личное, не на совещании, общение с руководителями процессов, обсуждение проблем, с которыми они сталкиваются, и поиск простых решений этих проблем. Очень важно показать, какой положительный эффект именно для руководителей процессов могут иметь предлагаемые решения или требуемые от них действия. Чтобы наглядно продемонстрировать эту выгоду, можно использовать действенный инструмент – картирование процесса. Непосредственное участие в составлении карты процессов должны принять сами руководители процессов. На карту наносятся входы и выходы процесса, значимые показатели процесса (например, время, затрачиваемое на выполнение каких-либо операций), рассчитанная эффективность процесса как есть и его ожидаемая эффективность после внедрения улучшений. Когда люди видят выгоду, они начинают мыслить по-другому.

Чтобы мотивировать сотрудников к участию в работах по развитию системы менеджмента, можно использовать премиальное поощрение. С людьми, которые не только упорно сопротивляются изменениям, но и отбивают интерес у других сотрудников, следует проводить разъяснительные беседы, и, возможно, из рьяных противников они превратятся в ваших союзников.

Главная цель СМК – помочь бизнесу и его росту, а не погубить его!

 

Контакты:

Для консультации по вопросам внедрения или сертификации системы менеджмента качества обращайтесь к Николаю Полякову: тел. +7 (495) 150-70-00, e-mail NikolaiVP@rostest.ru.

Читайте также:

Менеджмент рисков при планировании и осуществлении деятельности организации

РОСТЕСТ провел вебинар о статистических методах анализа качества
   

Видеозапись прямого эфира вы можете посмотреть на нашем YouTube-канале:

https://www.youtube.com/watch?v=BgcBotdGK5w