РОСТЕСТ провел вебинар о статистических методах анализа качества
Академия РОСТЕСТ продолжает серию информационных и обучающих мероприятий, посвященных различным аспектам внедрения и развития системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Фокус внимания прошедшего 2 апреля вебинара “Опытный взгляд на систему менеджмента качества. Экспертный подход к требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015. 4-я ступень. Статистические методы анализа качества” был направлен на статистические методы контроля качества и их роль в развитии и улучшении системы менеджмента качества. Спикер мероприятия Николай Поляков, главный специалист отдела сертификации систем менеджмента и инспекции АО “РОСТЕСТ”, рассказал о том, как применять статистические методы для улучшения процессов организации и какие простые инструменты в этом могут помочь.
В каждой организации есть как минимум один процесс, работающий на пределе своих возможностей, он и является слабым местом организации, которое неизбежно ведет к потерям. Чтобы оценивать результаты своей деятельности и своевременно обнаруживать слабое место для дальнейшего его усиления, организация должна систематически проводить необходимый мониторинг и измерения, анализировать и оценивать полученные в ходе них данные и информацию. Помочь ей в этом могут статистические методы анализа. Они позволяют собрать и обработать данные, выявить проблемы, требующие первоочередного решения, понять их причины и, соответственно, принять верные управленческие решения – корректирующие действия.
Применение статистических методов контроля направлено в том числе и на обеспечение непрерывного совершенствования процессов и системы менеджмента качества в целом, что, в свою очередь, является одним из требований ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Как подчеркнул эксперт, нередко заметных улучшений можно достичь за счет упрощения процессов, без потери качества конечного продукта организации. Надо лишь убрать из процессов так называемые потери – все, на что бесполезно затрачивается время и деньги. В концепции бережливого производства таких потерь выделяют восемь видов:
– перепроизводство,
– избыточные запасы,
– ненужная транспортировка,
– лишние перемещения,
– излишняя обработка,
– переделка,
– нереализованный творческий потенциал.
Изготовление большего числа копий документов, чем требуется, долгий сбор подписей, составление ненужных отчетов, ожидание из-за медленной работы информационных систем – вот лишь некоторые примеры таких потерь. Несмотря на разнообразие причин, все их можно измерить в одной единице измерения – в рублях, что в дальнейшем упростит обработку данных и позволит грамотно расставить приоритеты для минимизации издержек организации.
Применение статистических методов должно начинаться со сбора достоверных данных. Источники информации для анализа могут быть разными:
– опросные листы,
– акты и протоколы по качеству сырья,
– протоколы испытаний продукции,
– различные журналы и реестры,
– планы-графики ремонта оборудования,
– данные по поставщикам,
– жалобы и рекламации.
Большинство данных уже давно собирается в каждой организации, осталось их систематизировать, обработать и грамотно использовать во благо.
Говоря о широком применении статистических методов, рассматривать стоит те из них, которые легко можно применять без специальной подготовки. Спикер привел примеры простых инструментов контроля качества. Основанные на графическом изображении данных, они упрощают задачу контроля процессов, выявления слабых мест (потерь) и их причин, а также позволяют грамотно расставить приоритеты.
Диаграмма Исикавы (причинно-следственная диаграмма) – простой инструмент, позволяющий оперативно выявить истинные причины потерь/несоответствий. Диаграмму также называют “рыбий скелет” из-за ее внешнего сходства с таковым. Для ее составления необходимо подобрать наиболее существенные факторы (причины), влияющие на конкретный результат (следствие). При составлении списка влияющих факторов можно пользоваться методом пяти почему и применять мозговой штурм. Факторы обычно разделяются на группы в зависимости от целей исследования. Например, для выявления причин брака могут рассматриваться такие группы влияющих факторов, как оборудование, персонал, сырье, методы технологии, измерения.
Контрольный листок – инструмент для сбора данных, позволяющий распределить их по категориям для дальнейшего использования и анализа. Представляет собой бумажный бланк с таблицей, в которую заносятся значения заранее определенных контролируемых параметров. Удобен тем, что выполняет функцию единой формы регистрации данных и минимизирует трудозатраты на его заполнение.
Гистограмма – это столбиковая диаграмма для графического представления количественной информации, собранной за длительный период времени. Позволяет зрительно оценить закон распределения статистических данных, отследить тенденцию и заметить отрицательный тренд, когда изменения малозаметны.
Контрольная карта – наглядный инструмент, показывающий функционирование любого процесса. Представляет собой линейный график, на котором отражаются изменения параметров процесса во времени для статистического контроля стабильности процесса. Служит для выявления точек выхода процесса из стабильного состояния для последующего установления причин появившегося отклонения.
Стратификация (расслоение) – инструмент, предназначенный для выявления какой-либо закономерности за счет разделения данных на группы в соответствии с различными факторами. Например, если собираются данные о дефектах, то стратификация может проводиться по таким факторам, как квалификация персонала, виды оборудования, качество сырья, поставщики и т. д. Как правило, применяется совместно с гистограммами, контрольными картами, диаграммой Парето.
Диаграмма Парето – гистограмма, столбцы которой отражают частоту событий и располагаются в порядке убывания слева направо, с нанесенной на нее кумулятивной кривой, позволяющей проанализировать вклад каждого из этих событий в исследуемое явление. Диаграмма отражает принцип Парето, который в общем виде формулируется как “20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % – лишь 20 % результата”. Позволяет наглядно представить, какая проблема требует первоочередного решения.
Все эти инструменты могут быть реализованы с помощью офисных программных средств, например Microsoft Exсel или Microsoft Visio.
Кроме рассмотренных простых инструментов контроля качества, существуют и другие методы статистического анализа. С ними можно ознакомиться в ГОСТ Р ИСО/ТО 10017-2005 “Статистические методы. Руководство по применению в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001”.
Статистические методы позволяют принимать решения на основе фактов и занимают особое место в системе менеджмента качества.
Ждем Вас на следующем вебинаре, следите за расписанием!
Фото предоставлено фотобанком "Лори".