Ростест
en
+74951298625
(495) 150 70 00
РОСТЕСТ на VII Международном молочном бизнес-форуме ЕАЭС

РОСТЕСТ на VII Международном молочном бизнес-форуме ЕАЭС

Заместитель руководителя органа по сертификации продукции и услуг “РОСТЕСТ-Москва” Елена Нечаева приняла участие в VII Международном молочном бизнес-форуме ЕАЭС, прошедшем с 21 по 23 сентября в Сочи. Организатором мероприятия выступил Молочный союз России при поддержке Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. РОСТЕСТ является давним партнером Молочного союза России и регулярно участвует в его мероприятиях, проводимых для специалистов молочной отрасли.

Молочная продукция подлежит обязательному подтверждению соответствия, в том числе в форме декларирования. В своем выступлении Елена Нечаева рассказала о законодательном регулировании при декларировании требованиям технических регламентов ТС/ЕАЭС и сделала обзор последних законодательных изменений.

Спикер назвала основные документы, в которых заложены требования к продукции, правила и процедуры оценки соответствия. Прежде всего это технические регламенты ТС/ЕАЭС, стандарты из перечней технических регламентов с требованиями и методами испытаний и отбора образцов, СанПиНы, СП, Договор о ЕАЭС, решение Коллегии ЕЭК от 25 декабря 2012 года № 294 (для импортной продукции), Федеральный закон № 184-ФЗ “О техническом регулировании”.

Схемы оценки соответствия закреплены в решении КТС № 621 от 7 апреля 2011 года и решении Совета ЕЭК № 44 от 18 апреля 2018 года. В отношении ТР ТС 021/2011 “О безопасности пищевой продукции” пока еще действует решение КТС № 621. Новые типовые схемы оценки соответствия будут применимы к данному техническому регламенту после внесения в него соответствующих изменений.

Порядок регистрации деклараций о соответствии определен в решении Коллегии ЕЭК № 41 от 20 марта 2018 года, для продукции, обращающейся на территории РФ, необходимо руководствоваться требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2021 года № 936 и постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 года № 1856. В 2021 году в постановление Правительства РФ № 1856 были внесены изменения: в него перенесены положения п. 9, касающиеся порядка формирования и ведения реестра деклараций, утвержденного теперь уже отмененным приказом Минэкономразвития от 31 июля 2020 года № 478.

Среди основных изменений в порядке регистрации декларации:

– утверждение электронной формы заявления на регистрацию декларации о соответствии;

– возможность при отсутствии GLN указывать информацию о его отсутствии или иной индивидуальный идентификатор или географические координаты местонахождения изготовителя продукции, адреса (адресов) места осуществления деятельности по изготовлению продукции с помощью ГЛОНАСС;

– возможность указывать GTIN при наличии, по выбору заявителя;

– уточнение по уведомительному порядку (уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июня 2009 года № 584);

– определение порядка принятия декларации взамен.

Форма декларации о соответствии регламентируется решением Коллегии ЕЭК № 293 от 25 декабря 2012.

Важным последним изменением в техническом регулировании является появление в Федеральном законе № 184-ФЗ “О техническом регулировании” новых терминов: “недействительность сертификатов соответствия”, “недействительность деклараций о соответствии”. Спикер обратила внимание, что действие разрешительных документов будет прекращаться с момента внесения сведений об их недействительности в единый реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии. Недействительными же они будут признаваться с даты их выдачи/регистрации, что, конечно, будет наносить сильный удар по репутации и экономике бизнеса.

Полномочиями признавать недействительными разрешительные документы, помимо органов государственного контроля (надзора) – в случае молочной продукции это Роспотребнадзор, Россельхознадзор, – наделяется также Росаккредитация. Поэтому, отметила спикер, все передаваемые во ФГИС Росаккредитации при регистрации декларации о соответствии документы и сведения контролируются и проверяются, поэтому нужно внимательно отнестись к их содержанию и оформлению.

Спикер подробно рассмотрела основания, определенные постановлением Правительства Российской Федерации № 936, для принятия решения органами контроля (надзора), в том числе Росаккредитацией, о признании недействительными разрешительных документов. Недействительной декларация о соответствии может быть признана при выявлении несоответствующей продукции и в случае принятия декларации о соответствии с нарушением установленных правил и процедур оценки соответствия. Чтобы снизить риск признания декларации о соответствии недействительной, очень важно ответственно подойти к обеспечению соответствия продукции, процессов производства, процедуры оценки (подтверждения) соответствия и документов об оценке соответствия всем установленным требованиям.

Одним из типичных нарушений при декларировании молочной продукции является неправильная идентификация продукции. Идентификация – первый важный этап в оценке соответствия, подчеркнула спикер. От правильной идентификации зависит корректность определения применимости нормативных (правовых) актов, выбора показателей безопасности, методов испытаний, формирования наименования, условий хранения и сроков годности, маркировки, упаковки и др.

Также эксперт напомнила о необходимости проведения производственного контроля в схемах декларирования серийно выпускаемой продукции.

Часть выступления Елены Нечаевой была посвящена добровольной сертификации. Эксперт напомнила, что системы ГОСТ Р больше не существует, взамен нее действует Национальная система сертификации (НСС). В июне 2021 года в НСС были внесены изменения: появилась возможность проводить сертификацию по стандартам организации (ТУ, спецификациям) и отдельным пунктам ГОСТов. РОСТЕСТ как участник Общественного совета при Росстандарте способствовал принятию этих изменений. Продукция, сертифицированная в НСС, теперь будет маркироваться двумя разными знаками. В случае сертификации по документам национальной системы стандартизации (ГОСТам) для маркировки будет применяться знак национальной системы стандартизации. При сертификации по стандартам организации – знак добровольной сертификации.

Эксперт также рассказала о сертификации органической продукции. Она представила нормативно-правовую базу, определяющую статус органического производства и органической продукции в Российской Федерации, отметила несоответствия в российском законодательстве об органической продукции и рассказала о маркировке единым знаком органической продукции. Маркировать продукцию единым знаком органической продукции можно только после сертификации продукции и внесения производителя органической продукции в единый государственный реестр производителей органической продукции, находящийся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Спикер также пояснила, как быть с импортной органической продукцией, ведь в реестр производителей органической продукции может попасть только отечественный изготовитель, а сертификация продукции должна быть проведена на соответствие требованиям, аналогичным требованиям ГОСТ 33980-2016. В качестве решения спикер предложила вариант сертификации импортной органической продукции в НСС. Более подробно о сертификации органической продукции в РОСТЕСТе можно узнать здесь.