Ростест
en
+74951298625
(495) 150 70 00
РОСТЕСТ на конференции “Лакокраска СНГ и Восточной Европы”

РОСТЕСТ на конференции “Лакокраска СНГ и Восточной Европы”

С 28 по 29 сентября в Кишиневе (Молдавия) прошла III Международная конференция по лакокрасочным материалам и покрытиям “Лакокраска СНГ и Восточной Европы”. Мероприятие собрало ведущих производителей, дистрибьюторов и потребителей лакокрасочных покрытий, а также поставщиков сырья, тары и оборудования и стало площадкой для эффективного делового общения и обмена опытом. Участники конференции обсудили текущее состояние и перспективы развития рынка лакокрасочных материалов, тенденции развития технологий производства, вопросы подготовки кадров и повышения квалификации специалистов.

Одним из спикеров конференции стала заместитель руководителя органа по сертификации “РОСТЕСТ-Москва” Юлия Александрова. В своем выступлении на тему “Особенности оценки соответствия в странах ЕАЭС. Всё о техническом регламенте “О безопасности химической продукции” Юлия Александрова рассказала о процедуре оценки соответствия химической продукции и лакокрасочных материалов и рассмотрела особенности технического регламента ТР ЕАЭС 041/2017 “О безопасности химической продукции”.

К лакокрасочной продукции предъявляются требования нормативных (правовых) актов ЕАЭС, а к отдельным видам лакокрасочных материалов – требования национальных нормативных (правовых) актов. На всю химическую продукцию, выпускаемую в обращение на территории ЕАЭС, распространяются единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования.

Лакокрасочные материалы подлежат государственной регистрации в уполномоченных органах исполнительной власти государств – членов Союза. В России это Роспотребнадзор. Как результат такой регистрации выдается свидетельство о государственной регистрации. Для отдельных видов лакокрасочных материалов, а именно эмалей, антикоррозионных грунтовок, олифы, дополнительно после получения свидетельства о государственной регистрации необходимо регистрировать декларацию о соответствии требованиям нормативных документов Российской Федерации.

Если в состав химической продукции входят потенциально опасные химические вещества, то такие вещества подлежат регистрации в Федеральном регистре потенциально опасных химических и биологических веществ.

Как отметила спикер, существуют различия в подходах к оценке химической продукции, применяемых на территории ЕАЭС и в международной практике.

В Европейском союзе при оценке соответствия химической продукции применяются два регламента:

– регламент (ЕС) № 1907/2006 (REACH), устанавливающий ограничения по применению веществ и порядок оценки и регистрации химической продукции;

– регламент (ЕС) № 1272/2008 (CLP), который предъявляет требования к классификации, маркировке и упаковке химической продукции.

Спикер отметила, что требования к химической продукции, изложенные в единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требованиях, не сопоставимы с требованиями этих двух регламентов. Достаточно обратиться к их объему: раздел 5 единых требований, посвященный безопасности лакокрасочных материалов, содержит 17 страниц, а регламент REACH включает 849 страниц.

При оценке химической продукции большое значение имеет корректная идентификация продукции, классификация с учетом возможных опасностей, предупредительная маркировка и подготовка паспорта безопасности. В Российской Федерации требования к этим процедурам установлены в стандартах. И если стандарты в части требований к предупредительной маркировке и паспорту безопасности подготовлены с учетом требований согласованной на глобальном уровне системы классификации и маркировки химических веществ (СГС), так же как и регламенты REACH и CLP, то в части классификации есть существенный пробел.

Сегодня при классификации повсеместно применяется стандарт 70-х годов – ГОСТ 12.1.007-76 “Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности”. Этот стандарт разработан в рамках системы стандартов безопасности труда и устанавливает 4 класса опасности по уровню воздействия на организм человека, но не устанавливает классификацию по уровню воздействия на окружающую среду.

Для гармонизации с европейским законодательством был подготовлен технический регламент ТР ЕАЭС 041/2017 “О безопасности химической продукции”. ТР 041/2017 должен был вступить в силу 2 июля 2021 года при условии утверждения порядка формирования и ведения реестра химических веществ и смесей Евразийского экономического союза и порядка нотификации новых химических веществ. На сегодня оба эти порядка не утверждены, поэтому вступление регламента в силу отложилось на неопределенный срок. Спикер отметила, что регламент значительно отличается от других технических регламентов ТР ЕАЭС и уже сейчас актуально подготовиться к работе с ним.

ТР ЕАЭС 041/2017 приближен к REACH, сказала спикер, однако есть некоторые различия. ТР ЕАЭС 041/2017 распространяется на всю химическую продукцию, выпускаемую в обращение на таможенной территории Союза, а регламент REACH распространяется на химическую продукцию, которая производится или импортируется более одной тонны в год. Регламент REACH устанавливает также несколько отличный порядок регистрации химической продукции в зависимости от тоннажа производимой или импортируемой продукции в год. К ТР ЕАЭС 041/2017 есть пока еще не утвержденный проект изменений, который ограничивает область применения ТР ЕАЭС 041/2017 в отношении химических веществ, производство/ввоз которых составляет менее одной тонны одним производителем/импортером в год.

ТР ЕАЭС 041/2017 разработан с учетом положений СГС (2011 год) в части установления:

– критериев классификации опасности химических веществ и смесей для здоровья человека и окружающей среды, а также опасностей, обусловленных их физико-химическими свойствами;

– элементов системы информирования, включающих в себя требования к маркировке и паспорту безопасности.

Классификация химической продукции по видам опасного воздействия в отношении жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений приближена к классификации CLP.

Спикер отметила, что регламент значительно видоизменился относительно предыдущих проектов, где предлагалась классификация химической продукции по видам опасности согласно ГОСТ 12.1.007-76. Регламент содержит перечень стандартов, которые предъявляют требования к классификации химической продукции по видам опасности.

По аналогии с требованиями REACH для выпуска в обращение на территории ЕАЭС химическая продукция должна быть внесена в реестр химических веществ и смесей Союза.

Спикер обратила внимание на то, что так называемая безопасность химической продукции на самом деле заключается в том, чтобы установить опасности, которые может нести химическая продукция, и донести до потребителя информацию о правильном применении такой продукции. Так как обеспечить полную безопасность химической продукции для человека и окружающей среды практически невозможно, регламент предъявляет требования к составу продукции, маркировке, получению достоверных сведений об опасности продукции в части токсиколого-гигиенических параметров и требования к информированию потребителей об опасностях.

Классификация продукции по опасным свойствам описана в самом регламенте. Кроме того, существует перечень межгосударственных стандартов по классификации продукции по опасным свойствам, которые с большой долей вероятности должны были попасть в перечень взаимосвязанных стандартов. Однако с 1 июня 2022 года эти стандарты отменяются в качестве национальных на территории Российской Федерации, взамен них вступают в силу национальные стандарты.

В части предупредительной маркировки и паспорта безопасности требования очень близки к европейским требованиям. Спикер обратила внимание: в регламенте напрямую указано, что предупредительная маркировка должна соответствовать ГОСТ 31340-2013, а паспорт безопасности – ГОСТ 30333-2007. Оба стандарта также с 1 июня 2022 года прекращают свое действие в качестве национальных, а взамен них вступают в силу новые национальные стандарты. Для российских изготовителей может возникнуть неоднозначная ситуация. В соответствии с законом о стандартизации российский изготовитель должен применять действующие версии стандартов, но регламент напрямую предписывает применение стандартов, которые на территории Российской Федерации не будут действовать. Будем надеяться, что это несоответствие будет исправлено, отметила спикер.

Юлия Александрова также рассказала о порядке нотификации и государственной регистрации химической продукции.

Нотификации подлежат новые химические вещества, то есть те вещества, которые не внесены в реестр химических веществ и смесей Союза. Перед выпуском в обращение химическая продукция должна пройти оценку соответствия в форме уведомительной или разрешительной государственной регистрации. Уведомительной регистрации подлежит продукция, не содержащая запрещенных и (или) ограниченных к применению химических веществ и смесей в составе, либо продукция, в которой содержание ограниченных к применению веществ не превышает установленных норм. Вся остальная продукция подлежит разрешительной регистрации.

Существует проект решения, утверждающего порядок формирования и ведения реестра химических веществ и смесей Союза и порядок нотификации новых химических веществ. Как отметила спикер, в этом решении обозначен перечень источников, которые можно применять для сбора досье о свойствах химических веществ, а также перечень запрещенных на территории ЕАЭС химических веществ и перечень ограниченных к применению на территории ЕАЭС химических веществ, несмотря на то что сам регламент ссылается на взаимосвязанные стандарты.

Спикер также упомянула, что еще в 2013 году было завершено внутригосударственное согласование проекта регламента “О безопасности лакокрасочных материалов”. Этот регламент также был разработан с учетом REACH и СГС, но, к сожалению, дата его вступления в силу не определена.