Ростест
en
+74951298625
(495) 150 70 00
Российские зумеры доверяют декларациям и сертификатам

Российские зумеры доверяют декларациям и сертификатам

Евразийский институт изучения безопасности продукции (ЕИИБП) совместно с Федеральной службой по аккредитации провели исследование отношения потребителей к сервисам проверки безопасности товаров.

Росаккредитация ведет постоянную информационную работу с населением, рассказывая о том, как выбирать безопасную продукцию, на что обращать особое внимание при покупке, как проверять, прошла ли продукция государственный контроль на соответствие требованиям технических регламентов и признана ли она безопасной.

Участники опроса отвечали на 14 вопросов о контрафактной продукции, сервисах проверки безопасности товаров, а также доверии к декларациям и сертификатам.

35% респондентов знают Единый реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии и 34% — систему «Честный знак». Молодежь до 35 лет чаще отмечает знание этих сервисов. Единый реестр также чаще знают в ДФО (50%), а «Честный знак» в ЦФО (40%). Неработающие респонденты реже знают перечисленные сервисы.

31% опрошенных заявили о своем доверии сертификатам, которые выдаются для допуска товаров к продаже на территории России. Стоит отметить, что молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, а также москвичи (42% и 41% опрошенных соответственно) значительно чаще доверяют сертификатам. Жители малых городов (с населением менее 100 тыс. человек), а также респонденты с низким доходом меньше доверяют сертификатам. Наибольший уровень доверия (45%) к сертификатам – среди студентов.

Больше половины участников опроса сталкивалось с контрафактной продукцией (25% ее покупали и еще 26% ее видели). Молодежь (лица до 35 лет) и женщины чаще отмечают, что не сталкивалась и не покупали контрафактную продукцию. То же отмечают и респонденты с детьми до 3-х лет (39%). Чаще покупают контрафактную продукцию мужчины и жители городов-миллионников. Жители крупных городов при этом чаще сталкиваются контрафактом, но не покупают его (39%).

Большинство респондентов (73%) считает, что нужно обязательно осуществлять проверку безопасности продуктов в аккредитованной лаборатории. Респонденты в возрасте 18 лет - 24 года и учащиеся чаще считают, что достаточно проверять пищевые продукты силами производителя. Респонденты старше 45 лет выступают за проверку безопасности продуктов в аккредитованной лаборатории.

Исследование проводилось в формате онлайн-опроса интернет-пользователей в первой половине марта текущего года. В опросе приняли 1103 респондента из всех федеральных округов России. Средний возраст респондента составил 42 года, 54% опрошенных — женщины, 46% — мужчины.

Андрей Шалунов, директор Евразийского института изучения безопасности продукции:

"Стоит отметить, что в любом подобном исследовании всегда присутствует субъективный фактор. В частности, необходимо учитывать тот факт, что некоторым респондентам сложно признаться в покупке контрафакта, а многие просто не могут отличить контрафактную продукцию от оригинальной. Так же стоит отметить различное восприятие контрафактной продукции. Для львиной доли мужчин контрафакт — это небезопасные напитки, для женщин — подделки товаров известных брендов, а для молодёжи — небезопасная электроника (кабели, наушники) и одежда.

В целом, видно, что жители крупных городов чаще сталкиваются с контрафактом, но реже его покупают. Это объясняется тем, что в городах-миллионниках выше платежеспособный спрос, следовательно, более развита сетевая розница, где жестче контроль безопасности, включая наличие собственных испытательных центров и лабораторий. Напротив, в малых городах, где ниже платежеспособный спрос, большая часть продаж приходится на несетевую розницу, включая рынки, где выше риск покупки контрафактной продукции. Отчасти этот фактор компенсируется растущей из года в год онлайн-торговлей, где благодаря усилиям самих маркетплейсов, Росаккредитации, ЕИИБП и других организаций, контрафактных товаров становится все меньше.

Большие показатели осведомленности о работе цифровых систем со стороны молодежи объясняются их погруженностью в цифровую среду, а также более осознанными потребительским поведением – в силу активного и ежедневного использования интернета они быстрее узнают о работе цифровых сервисов Росаккредитации".

Источник: fsa.gov.ru