Результативное управление поставщиками. Часть 2

Результативное управление поставщиками. Часть 2

Отзывы о мероприятии

Расскажем о разработке системы управления поставщиками, методах их оценки и контроля, а также дадим ценные практические советы по функционированию в свете законодательных требований. Продолжение.

Начало статьи читайте здесь

Рейтинговая оценка поставщиков

В настоящее время очень популярен метод рейтинговой оценки поставщиков. Он заключается в сборе интегральных показателей, разработанных с учетом критериев контроля поставляемой продукции, специфики поставщика, логистики и пр.

В результате такого расчета выявляют границы (верхнюю и нижнюю), которые обозначают символами. Например, используют английские литеры A и C. Тогда поставщики категории A – это доверенные поставщики, поставщики категории C – претенденты на исключение из реестра доверенных поставщиков.

Высокий рейтинг обеспечивается стабильностью работы, совершением поставок товара требуемого качества и в оговоренные сроки, отсутствием рекламаций. Такому поставщику доверяют изготовление наиболее ответственных узлов и количество его заказов увеличивается, а количество контрольных мероприятий, наоборот, уменьшается.

Большое количество несоответствий показателям системы понижает рейтинг поставщика и приближает перспективу полного прекращения работы с ним. Контроль поставщика категории C ведется постоянно, вплоть до отправки своих технических специалистов. Если такие меры воздействия не приводят к успеху, то он исключается из реестра и на замену приходит запасная компания.

Возможность опереться на запасных поставщиков в критической ситуации – это необходимость. Ведь, помимо вины поставщика, есть риск непоставки продукции, причины которой от него не зависят. По тем же соображениям стараются создать определенные складские запасы.

Рейтинговая система обладает значительной гибкостью и способна учитывать множество нюансов. Компания может разрабатывать систему с опорой на стандарты или же использовать собственные разработки.

Например, существуют предприятия, на которых система управления поставщиками не подразумевает входного контроля, а все поставляемые комплектующие сразу идут на сборочную линию.

Однако при выявлении каких-то несоответствий в поставленных частях блокируется вся их партия, рейтинг такого поставщика существенно падает, он несет финансовые потери и предпочитает направлять своих представителей для проведения входного контроля поставленной партии, чтобы предоставить гарантии и не потерять доверие.

Методы контроля поставщиков

Есть три основных метода контроля поставщиков:

Аудит. Он применяется как в сертификации, так и в управлении поставщиками, но чаще всего при первичной оценке, когда проводятся различные технические аудиты с выездом комиссии, которая проверяет поставщика, его технологическое оснащение, компетентность персонала и делает вывод, можно ли разместить заказ на данном производстве.

Испытания (например, при входном контроле). Часть продукции можно испытать, сделав выборку.

Инспекция. Это тот самый входной контроль, в этом случае можно применять статистическую выборку и проводить инспекцию совместно с предыдущим методом, отправляя продукцию на испытания.

Многие отечественные производственные компании делают упор на входной контроль из-за низкого уровня доверия к поставщикам и повышенных требований к безопасности. Поэтому уровень этого контроля часто даже превышает зафиксированные во внутренних нормативах компании значения, вплоть до стопроцентной проверки поставляемой критичной продукции.

Результативное управление поставщиками. Часть 2

Применение оценки поставщика в свете законодательных требований

Законодательные нормы существуют и в национальном, и в международном правовых полях. Требования к контролю поставщика сформулированы в разделе X «Производственный контроль» решения Совета Евразийской экономической комиссии от 18 апреля 2018 года № 44 «О типовых схемах оценки соответствия».

Есть там и требования к входному контролю. Однако, как уже говорилось ранее, допустимо отсутствие на предприятии входного контроля при наличии результативной системы управления поставщиками.

При сертификации проводится анализ состояния производства, элементы обеспечения качества при этом копируются из стандарта ISO 9001:2015.

При управлении поставщиками, которые изготавливают продукцию на множестве площадок, причем не только в границах одного государства, но и в разных странах, появляется проблема целесообразности проведения аудитов и сертификации. Это становится сложным, долгим и дорогим занятием.

Часто контролирующие и оценивающие организации предлагают только одно решение – проводить оценку партии. Это выгодно таким компаниям, потому что каждая процедура оценки умножает их бюджет.

Но путей всегда много, можно применить те же методы, что использует изготовитель при выборе поставщика: методы статистической выборки, в рамках которых определяются производственные площадки, обладающие репрезентативной выборкой, то есть эти площадки представляют большую часть продукции, которая будет серийно поставляться.

По таким же интегральным показателям можно выбрать и представителей для проведения аудитов. Производится расчет с применением коэффициента достоверности Стьюдента (t-критерия) и определением доверительных интервалов, делается выборка и производится аудит попавших в нее производственных объектов. Это позволяет выпускать сертификаты на серийный выпуск без необходимости посещения всех площадок оцениваемого производителя.

Также упор можно сделать на те организации, которые внедряют управление поставщиками в соответствии со стандартом ISO 9001:2015 и обладают сертификатом соответствия. В этом случае можно предположить, что основные элементы управления уже тесно соприкасаются и легко контролируются.

Более того, для представительной выборки важно, чтобы организации были оценены доверенной структурой, крупной надежной организацией, поскольку это часть анализа рисков, учитывая которые можно быть уверенным в сделанных выводах. Исходя из практики, наша компания склонна доверять только своим результатам подобных оценок.

Опасность здесь кроется в том, что отношение отечественных производителей к системе менеджмента качества зачастую носит формальный характер: система лишь поверхностно удовлетворяет основным элементам стандарта ISO 9001:2015, а функционирующая эталонная система в законченном виде отсутствует, хотя она должна постоянно поддерживаться и анализироваться. Например, многие российские обладатели сертификатов соответствия не имеют ни малейшего понятия о необходимости периодического проведения аудитов.

И это при том, что именно непредвзятый аудиторский взгляд со стороны исключительно важен для предупреждения неблагоприятных последствий. С течением времени внутри организации появляются локальные упущения, отступления и ослабления, которые идут вразрез с общепринятыми стандартизированными нормами. Система видоизменяется, и это негативно влияет на внешние связи компании с прочими участниками рынка, действующими в рамках стандарта.

В современном мире выгоднее сотрудничать с компаниями, работающими на свободном рынке в пределах единых стандартов качества, – это избавляет от множества трудностей и недопониманий. Компании, пытающиеся работать вне этого поля, не выдерживают конкуренции, ведь система постоянно работает и предназначена не только для эффективного взаимодействия, но и экономии средств и сил, гармонизации баланса вкладываемых средств и качества готового продукта.

ISO 9001:2015 – мероприятия Академии РОСТЕСТ

В прошлом году Академия РОСТЕСТ провела целый ряд обучающих мероприятий, касающихся различных аспектов применения стандарта ISO 9001:2015. Ознакомиться с видеоматериалами можно на нашем YouTube-канале.

Фото предоставлено фотобанком "Лори".

Было ли полезно?
(Голосов: 0, Рейтинг: 0)

Написать комментарий