Решение Совета ЕЭК № 44. Готовимся к изменениям в технических регламентах ЕАЭС
29 марта

Решение Совета ЕЭК № 44. Готовимся к изменениям в технических регламентах ЕАЭС

План мероприятий

Отзывы о мероприятии

В настоящее время ко многим техническим регламентам готовятся проекты изменений, касающиеся установления форм, схем и процедур оценки соответствия на основе новых типовых схем оценки соответствия, утвержденных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 апреля 2018 г. № 44. Завершить имплементацию новых типовых схем в технические регламенты планируется в 2022–2023 гг. О том, как в связи с этим изменятся правила и процедуры оценки соответствия, установленные в технических регламентах ЕАЭС, в ходе вебинара “Применение новых типовых схем ЕАЭС: готовимся к изменениям в технических регламентах ЕАЭС (44-е решение Совета ЕЭК)” рассказали Юлия Васильцюн, руководитель службы внутреннего комплаенса, и Юлия Александрова, заместитель руководителя органа по сертификации “РОСТЕСТ-Москва”.

Формы, схемы и процедуры оценки соответствия устанавливаются в технических регламентах ЕАЭС на основе типовых схем оценки соответствия, утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. № 621 “О Положении и порядке применения типовых схем оценки (подтверждения)” или Решением Совета ЕЭК от 18 апреля 2018 года № 44 “О типовых схемах оценки соответствия”.

Решение КТС № 621 применяется при оценке соответствия продукции требованиям технических регламентов, принятых до вступления в силу решения Совета ЕЭК № 44, до имплементации в их текст положений решения Совета ЕЭК № 44 (новых типовых схем).

Решение Совета ЕЭК № 44 применяется к техническим регламентам, принятым после его вступления в силу, и к техническим регламентам, в которые были внесены изменения по внедрению в их текст новых типовых схем.

Помимо описания самих схем оценки соответствия, решение Совета ЕЭК № 44 содержит также разделы, посвященные отбору образцов, анализу состояния производства, инспекционному контролю, при составлении которых учитывались положения соответствующих ГОСТов.

Схема оценки соответствия, которая применяется к конкретной продукции, устанавливается в техническом регламенте на эту продукцию исходя из степени рисков, характерных для продукции, и рисков недостижения целей технического регламента.

Что поменяется в правилах и процедурах оценки соответствия после внедрения в технические регламенты положений решения Совета ЕЭК № 44?

Следует обратить внимание на изменения, касающиеся описания схемы 1д в части применяемых доказательственных материалов. Так, согласно положениям решения Совета ЕЭК № 44, при декларировании соответствия по схеме 1д заявитель проводит испытания продукции в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) или собственной испытательной лаборатории изготовителя (если иное не установлено техническим регламентом). При этом в соответствии с определением, установленным 44-м решением, собственная испытательная лаборатория изготовителя – зарегистрированное в установленном законодательством государства-члена порядке на его территории юридическое лицо, осуществляющее исследования (испытания) и измерения и находящееся в собственности изготовителя, или структурное подразделение этого юридического лица, действующее от его имени.

Как следует из этого определения, собственной испытательной лабораторией изготовителя может быть только лаборатория, зарегистрированная на территории Евразийского экономического союза, и следовательно, при декларировании по схеме 1д заявитель не сможет использовать протоколы испытаний иностранной лаборатории.

Также решение Совета ЕЭК № 44 вносит определение товаросопроводительной документации, описывающей партию продукции: товаросопроводительные документы – документы, определяющие номенклатуру и количество продукции. Определение, по сути, расширило перечень документов, которыми может являться товаросопроводительная документация. Ею может быть любая документация, которая определяет номенклатуру и количество продукции.

Изменения в технических регламентах закрепят необходимость перевода документов об оценке соответствия, составленных на иностранном языке.

Новые типовые схемы закрепляют возможность использования результатов испытаний образцов продукции для последующих партий аналогичной продукции, в случае если техническим регламентом установлена такая возможность. К сожалению, в Российской Федерации такой возможностью воспользоваться пока нельзя, поскольку постановление Правительства РФ № 936 определяет, что сертификат соответствия или декларация о соответствии не могут быть выданы/приняты на основании протоколов испытаний, на основании которых ранее уже были выданы или приняты иные сертификат соответствия или декларация о соответствии.

Производственный контроль – важная составляющая обеспечения безопасности продукции и ее стабильного соответствия всем установленным требованиям. Решение Совета ЕЭК № 44 поясняет, что должен включать производственный контроль на предприятии. Спикеры напомнили, что производственный контроль проводится изготовителем на постоянной основе и заявитель как уполномоченное изготовителем лицо должен контролировать этот процесс в случае серийного выпуска продукции.

Решение Совета ЕЭК № 44 определило периодичность проведения инспекционного контроля – один раз в год. Такая же периодичность установлена ГОСТ Р 58984-2020 “Оценка соответствия. Порядок проведения инспекционного контроля в процедурах сертификации”. Некоторые технические регламенты устанавливают иную периодичность проведения инспекционного контроля. Например, проекты изменений в ТР ТС 004/2011 и ТР ТС 020/2011 предусматривают срок проведения инспекционного контроля 18 месяцев. Применять следует тот срок, который установлен непосредственно в техническом регламенте.

Официально закрепляется распространение действия сертификата соответствия на продукцию, изготовленную с даты изготовления отобранных образцов (проб) продукции, прошедших исследования (испытания) и измерения.

Решение Совета ЕЭК № 44 вводит схемы государственной регистрации, определенные по территориальному признаку изготовления продукции. Для продукции, изготавливаемой на таможенной территории Союза, применяется схема 1р. Для продукции, изготавливаемой за пределами таможенной территории Союза, – схема 2р.

Допускается возможность отбора образцов (проб) продукции аккредитованным органом инспекции государства – члена ЕАЭС.

Срок действия протокола исследований (испытаний) и измерений продукции, выполненных с целью ее государственной регистрации, составит один год.

Новые типовые схемы предусматривают возможность замены сертификата соответствия и (или) приложений к нему и описывают процедуру замены. Она аналогична процедуре, установленной в постановлении Правительства РФ от 24 июля 2021 года № 1265 “Об утверждении Правил обязательного подтверждения соответствия продукции, указанной в абзаце первом пункта 3 статьи 46 Федерального закона “О техническом регулировании”.

Замена сертификата соответствия продукции и (или) приложений к нему допускается без выполнения дополнительных процедур оценки (подтверждения) соответствия в случаях:

– выявления в сертификате соответствия и приложениях к нему ошибок (опечаток);

– изменения организационно-правовой формы, местонахождения (адреса юридического лица), адреса места осуществления деятельности (в случае если адреса различаются), номера телефона и (или) адреса электронной почты заявителя;

– изменения организационно-правовой формы, местонахождения (адреса юридического лица) изготовителя;

– изменения кода (кодов) ТН ВЭД ЕАЭС;

– сокращения количества адресов мест осуществления деятельности по изготовлению продукции.

Спикеры отметили, что поменять сертификат соответствия возможно только при перечисленных ситуациях, которые не влияют на безопасность продукции. Если же изменения могут повлиять на безопасность продукции, например в случаях, когда изменилось место изготовления продукции или сменилось юридическое лицо, являющееся изготовителем, замена сертификата соответствия без проведения дополнительных процедур оценки недопустима.

Некоторые изменения, вносимые в отдельные технические регламенты

В настоящее время проекты изменений, касающиеся внедрения положений решения Совета ЕЭК № 44, подготовлены к большей части технических регламентов: ТР ТС 004/2011, ТР ТС 005/2011, ТР ТС 007/2011, ТР ТС 008/2011, ТР ТС 009/2011, ТР ТС 010/2011, ТР ТС 016/2011, ТР ТС 017/2011, ТР ТС 020/2011, ТР ТС 025/2012, ТР ТС 032/2013.

Имеются также и технические регламенты, уже разработанные с учетом новых типовых схем: ТР ЕАЭС 047/2018, ТР ЕАЭС 048/2019, ТР ЕАЭС 051/2021.

Отдельно стоит выделить технический регламент ТР ЕАЭС 037/2016. Данный технический регламент принят до вступления в силу решения Совета ЕЭК № 44, однако при его разработке уже учтены определенные положения решения Совета ЕЭК № 44.

Проекты изменений добавляют в технические регламенты термины из приложения 9 к Договору о ЕАЭС – Протокола о техническом регулировании, что позволит устранить неоднозначность в применении технических регламентов.

Из технических регламентов ТР ТС 007/2011 и ТР ТС 008/2011 будут исключены схемы 2с и 4с, связанные с сертификацией систем менеджмента. Как отметили спикеры, данные схемы неприменимы в принципе, поскольку предусматривают сертификацию систем менеджмента качества аккредитованным органом по сертификации систем менеджмента, включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, однако таких органов нет, поскольку в единый реестр могут быть включены аккредитованные лица, проводящие сертификацию в обязательной сфере, в то время как сертификация систем менеджмента носит добровольный характер.

Во все регламенты вносятся уточнения комплекта доказательственных материалов. Например, в ТР ТС 008/2011 в качестве доказательственных материалов заявитель должен будет представить документы, подтверждающие право на товарный знак (при наличии). Как отметили спикеры, на это важно обратить внимание, особенно в условиях действия постановления Правительства РФ от 29 марта 2022 года № 506, разрешающего параллельный импорт, т. е. использование товарных знаков без соответствующего подтверждения. Спикеры подчеркнули, что требования технических регламентов данное постановление не отменяет. Если в техническом регламенте есть требование о представлении документа, подтверждающего право на товарный знак, то данное требование должно быть выполнено, иначе документ об оценке соответствия не может считаться легитимным.

В ТР ТС 008/2011 планируется включить требование об инструментальной идентификации. Однако в проекте изменений к ТР ТС 008/2011 не указано, в каких случаях необходимо проведение инструментальной идентификации. Кроме того, перечень взаимосвязанных стандартов ТР ТС 008/2011 на сегодня не содержит стандартов, содержащих методы проведения инструментальной идентификации состава.

В регламенты, для которых основной формой оценки соответствия является декларирование, например в ТР ТС 025/2012, добавится возможность замены по желанию заявителя формы оценки соответствия с декларирования на сертификацию.

В ТР ТС 009/2011 будут внесены изменения, ограничивающие действие свидетельств о государственной регистрации сроком в пять лет.

В ТР ТС 004/2011, ТР ТС 010/2011, ТР ТС 020/2011 планируется добавить определение типового образца.

В ТР ТС 010/2011 добавится схема декларирования на основании сертификата типа 7д. Это аналог схемы 5д. Схема 7д будет применяться для партии продукции. Стоит отметить, что в решении Совета ЕЭК № 44 нет схемы 7д. Ее применение – особенность ТР ТС 010/2011.

В технические регламенты (ТР ТС 010/2011, ТР ТС 025/2012, ТР ТС 032/2013), в которых установлены сроки действия сертификатов соответствия на партию продукции, внесут изменения: сертификаты на партию продукции станут бессрочными, как и закреплено в решении Совета ЕЭК № 44.

Спикеры отметили, что в решении Совета ЕЭК № 44 содержится уточнение о том, что техническими регламентами с учетом особенностей продукции могут устанавливаться иные формы, схемы и процедуры оценки соответствия. Поэтому приоритетной является информация, указанная в технических регламентах.

В завершение спикеры напомнили о необходимости соблюдения схем и процедур оценки соответствия, определенных техническими регламентами. Нарушение обязательных процедур оценки соответствия является одним из оснований для признания недействительными разрешительных документов согласно постановлению Правительства РФ № 936. Например, при декларировании основанием для приостановки действия декларации о соответствии и в последующем признания ее недействительной является проведение исследований (испытаний) и измерений продукции в испытательной лаборатории (центре), не соответствующей требованиям избранной схемы декларирования, в том числе:

– неаккредитованным лицом, если схемой декларирования предусмотрено проведение исследований (испытаний) и измерений в аккредитованной испытательной лаборатории;

– испытательной лабораторией (центром) изготовителя, не являющейся собственной испытательной лабораторией (центром) изготовителя, если схемой декларирования предусмотрено проведение исследований (испытаний) и измерений в собственной испытательной лаборатории (центре).

Таким образом, очень важно отслеживать вносимые в технические регламенты изменения, чтобы быть уверенным в правильности применения актуальных требований схем оценки соответствия, установленных в технических регламентах.

РОСТЕСТ своевременно информирует бизнес обо всех изменениях в сфере технического регулирования. Следите за расписанием мероприятий Академии РОСТЕСТ.

Было ли полезно?
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

Написать комментарий