Райдер соискателя в период пандемии
Рынок труда после пандемии уже не будет прежним. Мы переходим на гибридные форматы работы, внедряем иммерсивные технологии, активно используем цифровые решения. Конкурируем и вовлекаем потенциальных сотрудников уже со школьной скамьи. Естественно, что у соискателей в нынешних условиях появился свой райдер (по аналогии с перечнем условий и требований, предъявляемых артистом или музыкантом к организаторам выступлений).
Особенно ярко эта тенденция видна в отраслях, где предложение превышает спрос. Это рынок труда, формируемый соискателем. Специалисты из сферы IT, фармацевтической отрасли, ИТР и др. давно диктуют работодателю условия, на которых они готовы приходить в новую компанию.
Основные требования вписываются в стандартный социальный пакет: обеды, чай/кофе, ДМС, фитнес/спорт, повышение квалификации, трансфер до работы, парковка и т.п. Есть и нематериальный формат требований – гибкий график, отсутствие дресс-кода, корпоративная библиотека, неограниченные кофе-брейки. Часть опций утратила свою актуальность из-за развития цифровых технологий и большей доступности этих услуг – оплата проезда, мобильной связи, интернета, предоставление ноутбука. Существует wish list соискателей, который могут себе позволить не все работодатели – предоставление автомобиля, корпоративные пенсионные программы, санаторно-курортное лечение и отдых, страхование жизни или от несчастных случаев, льготное кредитование, релокационные программы, наличие инфраструктуры бытовых услуг (детский сад, няня, салон красоты, химчистка и т.п.).
За период пандемии райдер соискателя претерпел изменения. Теперь одним из первых пунктов стоит требование об удаленном режиме работы или, как вариант, гибридном формате сотрудничества, когда часть недели сотрудник работает в офисе, а часть - из любой другой локации (кафе, дом, дача). Посидев дома, соискатели не готовы менять уютные диваны на офисные кресла, переодеваться из пижам в деловые костюмы, тратить время и силы на дорогу до работы. Некоторые специалисты перешли на удаленный формат, переехав ближе к морю, и хотят продолжать трудиться, например, из Сочи.
Следующая по популярности опция – регулярное тестирование на наличие коронавируса, вакцинация от COVID‑19 за счет компании, предоставление средств индивидуальной защиты (СИЗ). И если требование по направлению сотрудников на тест ПЦР (полимеразная цепная реакция) является обязательным для работодателей, то ИФА (иммуноферментный анализ) на коронавирус и вакцинация – процедуры, которые любой гражданин РФ может пройти самостоятельно и бесплатно без участия своей компании. Работодатели, как правило, обеспечивают свой персонал необходимым количеством СИЗ (маски, перчатки, санитайзеры), но наличие этих средств под рукой в местах общественного пользования - зона ответственности самих сотрудников.
Из нестандартных требований. После получения офера соискатель информирует работодателя о запланированных им мероприятиях, которые никак нельзя перенести на другой период. И не имеет значения, что отпуск в первые полгода работы не предусмотрен ТК РФ. Варианты: поездка на охоту/рыбалку, потому что сезон; свадьба двоюродной сестры, с которой не виделись с детства; ремонт в квартире своими силами, так как уровень зарплаты на новой работе позволит его сделать. При поездках в другой город к родственникам желательно, чтобы компания компенсировала расходы на авиа- или ж/д билеты.
Встречаются и экзотические опции. Например, соискатель является почетным донором, регулярно сдает кровь и часто берет отгулы по этому основанию. Другой пример - специалист привык 2,5 месяца в году заниматься медитацией и не готов менять эту традицию.
Райдер необычных требований соискателей можно продолжать бесконечно. Работодатели также проявляют креатив в конкурентной погоне за своими сотрудниками. Из свежего, что встретилось, на просторах работных сайтов: предлагаем «чай, кофе, печеньки, а также дискошар для вдохновения».
Главное, чтобы за суперкомфортными и гибкими условиями работы не потерялась ее ценность. По аналогии c work-life balance (баланс работы и личной жизни) важно соблюдать золотую середину между ожиданиями, требованиями, запросами и вовлеченностью, лояльностью и эффективностью.
Настоящая статья содержит собственное мнение автора и не является официальным заявлением АО "РОСТЕСТ".
Фото предоставлено фотобанком "Лори".