Ростест
telegram icon youtube icon
+74951298625
(495) 150 70 00
Проект временных мер к решению Совета ЕЭК №44: риски и возможности

Проект временных мер к решению Совета ЕЭК №44: риски и возможности

Отзывы о мероприятии

Академия РОСТЕСТ продолжает делиться со своими слушателями актуальной информацией. 28 июля 2022 года был проведен вебинар на тему: “Упрощение сертификации. Обсуждаем проект новых временных мер к решению Совета ЕЭК № 44: риски и возможности”.

Руководитель службы внутреннего комплаенса Юлия Васильцюн рассказала об инструментах, предоставляемых в свете новых временных мер, обозначила связанные с их использованием риски и возможности.

В целом новые временные меры разработаны с учетом опыта введения в действие мер, связанных с ковидными ограничениями, и направлены на минимизацию негативных последствий от санкций и недружественных действий иностранных государств.

Однако перед тем, как приступить к детальному их рассмотрению, необходимо предварительно обратить внимание на ряд существенных замечаний:

1) В настоящий момент проект решения о внесении изменений в решение Совета ЕЭК от 18 апреля 2018 года № 44 “О типовых схемах оценки соответствия” уже достаточно успешно прошел общественные обсуждения, после чего была проведена оценка регулирующего воздействия и даны замечания, которые необходимо будет устранить. Поэтому судить о сроках принятия проекта в качестве решения достаточно сложно. Есть вероятность, что результат этой работы можно будет увидеть до конца текущего года.

2) Для обеспечения применения новых временных мер на территории страны-участницы Евразийского экономического союза (ЕЭС) надзорные органы должны будут оформить соответствующий нормативно-правовой акт на национальном уровне. Фактически же такие документы не издавались с даты введения действующих сейчас временных мер согласно решению Совета ЕЭК от 23 декабря 2020 года № 127 о внесении изменений в решение от 18 апреля 2018 года № 44.

3) Помимо прочего, будет усилен контроль за теми, кто будет применять новые временные меры. Продукция, на которую будут выданы сертификаты, оформленные с применением новых временных мер, будет подлежать проведению обязательного инспекционного контроля в течение 6 месяцев после даты завершения действия этих временных мер, которые будут действовать 12 месяцев.

Все вышесказанное обязательно необходимо учитывать при принятии решения об использовании новых временных мер.

Что включают в себя новые временные меры?

В проекте появляется возможность признания результатов предыдущих АСП, инспекционного контроля (ИК) и испытаний в случае поступления в орган по сертификации продукции заявки на проведение работ по сертификации серийно выпускаемой продукции на соответствие требованиям технических регламентов Союза по решению органа по сертификации при следующих условиях:

а) в отношении указанной сертифицируемой продукции в органе по сертификации отсутствуют сведения о выявленных фактах нарушения обязательных требований технических регламентов;

б) заявка на проведение работ по сертификации продукции подана заявителем до истечения 24 месяцев с даты ранее проведенных АСП, исследований (испытаний) и измерений или периодической оценки сертифицированной продукции; 

в) работы по сертификации продукции проводятся тем же органом по сертификации, который проводил предшествующие АСП или периодическую оценку данной сертифицированной продукции;

г) в отношении указанной сертифицируемой продукции отсутствуют изменения (введение новых) обязательных технических требований; 

д) продукция не имеет отличий или имеет отличия в конструкции (составе) или технологии ее производства от ранее сертифицированной продукции, которые не оказывают влияния на обеспечение соответствия продукции требованиям технических регламентов. 

Анализ состояния производства (АСП)

По-прежнему актуальна проблема проведения анализа состояния производства (АСП) в иностранных государствах в связи с ограничениями перемещения, связанными с коронавирусной инфекцией и сбоями логистических цепочек, поэтому возможность проведения дистанционного АСП есть и в действующих временных мерах, и в проекте новых временных мер.

Несмотря на какие-либо упрощения, орган по сертификации отвечает за объективность результатов, которые он получает по окончании проведения оценки. Соответственно, должна быть прописана внутренняя процедура, включающая в себя обоснование объективности и достоверности результатов дистанционной оценки.

РОСТЕСТ решает проблему проведения дистанционного АСП за счет обширной сети экспертов-аудиторов, находящихся непосредственно за границей, то есть аудит проводится с фактическим выездом на производственные площадки. В общей сложности в этой работе задействовано более сотни специалистов, входящих в пятнадцать международных систем.

Инспекционный контроль (ИК)

В проекте новых временных мер предусмотрена возможность однократного переноса ИК на шесть месяцев по согласованию с органом инспекционного контроля. По заявлению заявителя периодическая оценка переносится однократно по согласованию с органом по сертификации в период действия документа об оценке соответствия на срок до 6 месяцев при наличии письма изготовителя о неизменности технологического процесса производства сертифицированной продукции и технической документации на продукцию в рамках соответствующей процедуры органа по сертификации.

ГОСТ Р 58984-2020 “Оценка соответствия. Порядок проведения инспекционного контроля в процедурах сертификации” также предусматривает возможность переноса срока проведения инспекционного контроля на срок не более 6 месяцев. Этой возможностью уже не первый год активно пользуется бизнес и органы по сертификации и заявители.

Спикер запустила в чате опрос относительно того, как слушатели понимают слово “однократно” в данном контексте. Ответы были разными: 

  • однократно в течение срока действия сертификата соответствия;
  • однократно в течение одного года;
  • однократно в течение срока действия временных мер. 

Мы читаем этот пункт так, что периодическая оценка переносится однократно по согласованию с органом по сертификации в период действия новых временных мер. Однако то, как прочтет данный пункт регулятор, мы можем только предполагать.

В случае применения временных мер и признания результатов предыдущего инспекционного контроля или переноса инспекционного контроля на основании новых временных мер необходимо будет провести ИК в течение следующих шести месяцев после даты прекращения действия новых временных мер. При этом необходимо оценивать загрузку органов по сертификации и отчетливо понимать, что если не провести ИК в срок, то действие разрешительного документа будет прекращено, а долгосрочное планирование в нынешних неспокойных условиях представляет собой сложную задачу.

Также есть риск усиления надзора за данной продукцией. Мораторий на проведение проверок здесь не поможет, потому что в рамках профилактических мероприятий контрольные надзорные органы будут пристально наблюдать за той продукцией, которая сертифицируется с применением временных мер.

Выявить такую продукцию будет довольно просто, так как новые временные меры предусматривают необходимость заполнения поля № 12 формы разрешительного документа, в котором есть информация о проведении дистанционного АСП, признании его результатов, применении различных инструментов временных мер.

Испытания и отбор образцов

Как указано ранее, результаты испытаний и отбора образцов могут признаваться в течение двух лет при определенных условиях.

Какие риски мы видим при применении данных инструментов?

Также допускается проведение дистанционного отбора и идентификации продукции. Проводится отбор специалистом заявителя, который производит манипуляции под контролем органа. Однако критерии компетентности представителя заявителя отсутствуют. Органу по сертификации в данном случае нужно будет самостоятельно определить эти критерии и обучить специалиста. Опасность здесь кроется в том, что при проверке надзорный орган может счесть, что орган по сертификации обеспечил представителя заявителя знаниями в недостаточном объеме.

Новые временные меры фиксируют, что отбор образцов для сертификации на территории РФ может быть произведен из ранее выпущенной в обращение продукции, но образцы такой продукции должны быть ввезены не ранее чем за один год до их отбора.

Отбор образцов со склада уполномоченного изготовителем лица уже допускается проводить на территории РФ. Такая возможность предоставлена органам по сертификации в соответствии с ГОСТ 58972-2020 “Общие правила отбора образцов для испытаний продукции при подтверждении соответствия”: отбор образцов может проводиться на складе уполномоченного изготовителем лица. Уполномоченное лицо — это лицо, которое зарегистрировано на территории ЕАЭС и его склад находится на этой территории. Таким образом, мы имеем право отобрать образцы продукции на таком складе из ранее выпущенной партии.

Особое внимание хотелось бы обратить на то, что повторное использование протоколов испытаний недопустимо согласно российскому законодательству. Если протокол испытаний в декларации или в сертификате использовали как основание для выдачи, то повторно использовать его нельзя — он не пройдет форматно-логический контроль. Данные положения закреплены в постановлении Правительства № 936: повторное использование одного и того же протокола испытаний в рамках оценки считается основанием для признания недействительным разрешительного документа задним числом со всеми вытекающими последствиями (отзывами продукции и пр.).

Налицо наличие противоречий, механизм реализации новых положений остается неясным. Непонятно также, каким образом из этой ситуации будет выходить наш рынок. РОСТЕСТ со своей стороны предлагает ряд решений, которые можно использовать уже сейчас.

Отбор и идентификацию мы можем провести со склада уполномоченного изготовителем лица и за границей на местных фабриках и заводах. 

Также согласно международным соглашениям в рамках международных систем мы вправе признавать результаты испытаний, которые выданы иностранными лабораториями, то есть уже сейчас мы можем реализовать то, что прописано в проекте новых временных мер.

РОСТЕСТ может отбирать образцы и проводить АСП с помощью экспертов-аудиторов, которые постоянно проживают и работают на территории иностранных государств. 

Признание зарубежных результатов оценки

Новые временные меры в рамках оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов позволяют признавать протоколы испытаний зарубежных лабораторий. Такие протоколы должны быть выпущены в рамках международных систем аккредитации и сертификации, выданы в отношении технически сложной продукции, а эта продукция не должна быть введена в обращение на территории других государств — членов ЕАЭС.

Какие в этом скрываются опасности?

Прежде всего, это отсутствие ссылки на порядок признания соответствующих результатов. Результаты испытаний, полученные в иностранных государствах, не всегда могут соответствовать тем требованиям, которые предъявляются национальным законодательством и правом ЕАЭС. Иногда компетентные третьи лица проводят анализ эквивалентности требований.

Также неизменными остаются риски усиленного надзора за органом по сертификации и усиления контроля за продукцией.

РОСТЕСТ является представителем национального сертификационного органа (Росстандарта) в системе МЭКСЭ и вправе признавать зарубежные протоколы испытаний на основе международных договоров в соответствии со ст. 30 федерального закона № 184‑ФЗ “О техническом регулировании” по соответствующим схемам признания в установленном порядке. 

Новые схемы

В рамках новых временных мер предлагаются две основные схемы.

Первая — это применение одного протокола для сертификации последующих партий: при установлении аналогичности сертифицируемой продукции той, которая была испытана и сертифицирована ранее, можно применить протокол испытаний, который был выдан в течение предыдущего года, и оформить новый сертификат соответствия на партию.

Вторая — это сертификация продукции для исполнения требований контракта с установленным определенным видом продукции. При этом проводятся только испытания, отбор образцов и анализ технической документации. Такой сертификат может быть оформлен на срок от одного до трех лет. Заметим, что это достаточно странное упрощение, в связи с чем в заключении об оценке регулирующего воздействия имеется указание на необходимость более подробного описания этой схемы.

При этом рисков применения схем предостаточно. Это уже знакомые нам усиление надзора за органом сертификации и контроля за продукцией, риск отмены сертификата. Есть ограничение по сроку действия сертификата на партию продукции, несмотря на то, что обычно сертификаты на партию срока действия не имеют. Более того, предусмотрена периодическая оценка продукции (не реже одного раза в год).

Наконец, налицо наличие противоречий требованиям технических регламентов и стандартов, а также остается нерешенной описанная выше проблема повторного использования протоколов при прохождении форматно-логического контроля.

РОСТЕСТ в этих условиях в качестве решения предлагает сертификацию партии по контракту с проведением испытаний статистически обоснованной выборки из этой партии. При этом обеспечивается полное соответствие требованиям технических регламентов. 

Как подчеркнула спикер, РОСТЕСТ уже располагает эффективными, проверенными инструментами снижения затрат на сертификацию, оптимизации процессов оценки соответствия, которыми уже можно воспользоваться.