Пищевые добавки vs БАД

Пищевые добавки vs БАД

За последние два года рынок БАД стал максимально доступным для потребителей: теперь их можно приобрести не только в аптеке, но даже заказать на маркетплейсах. Как при этом не ошибиться при покупке и отличить БАД от пищевой добавки, не обладающей свойствами БАД, помогла разобраться Елена Нечаева — эксперт Академии РОСТЕСТ, нутрициолог, заместитель руководителя направления по оценке соответствия АО «РОСТЕСТ» с более чем 15-летним опытом работы в сфере оценки соответствия пищевой продукции.

Чем отличается БАД от пищевой добавки?

БАД, или биологически активная добавка, относится к специализированной пищевой продукции.

Ее определение дают несколько нормативных документов:

— ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»;

— ГОСТ Р 57079‐2016 «Биотехнологии. Классификация биотехнологической продукции»;

— Методические указания по методам контроля от 15.10.1998 № 2.3.2.721‐98 «Определение безопасности и эффективности биологически активных добавок к пище».

Согласно одному из определений БАД — природные и (или) идентичные природным биологически активные вещества, а также пробиотические микроорганизмы, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевой продукции.

В зависимости от вида воздействия на организм БАД делятся на три группы: нутрицевтики, парафармацевтики и эубиотики. Парафармацевтики предназначены для проведения вспомогательной терапии. Нутрицевтики дополняют пищу белками, аминокислотами, жирами, углеводами, витаминами. Эубиотики (пробиотики) оказывают нормализующее воздействие на состав и биологическую активность микрофлоры пищеварительного тракта.

Таким образом, БАД используются в качестве дополнительного источника пищевых и биологически активных веществ в целях оптимизации и/или улучшения функционального состояния органов и систем организма человека.

От БАД следует отличать обогащенную пищевую продукцию, которая, так же как и БАД, содержит биологически активные компоненты, но для них законодательно определены пороговые значения по уровню содержания, которые должны соблюдаться.

Главная отличительная черта БАД состоит в том, что выраженная физиологическая активность группы веществ, входящих в его состав, направлена на организм и происходящие в нем биологические процессы, в то время как пищевая добавка несет технологическую функцию и воздействует на продукцию.

Определение области применения любого пищевого компонента — ответственность изготовителя, то, с какой целью и в каком количестве он применяет то или иное сырье, проектируется еще на этапе создания рецептуры.

Пищевая добавка — любое вещество (или смесь веществ), имеющее или не имеющее собственную пищевую ценность, обычно не употребляемое человеком непосредственно в пищу, преднамеренно вводимое в пищевую продукцию с технологической целью (функцией) при ее производстве (изготовлении), перевозке (транспортировании) и хранении, это приводит или может привести к тому, что данное вещество или продукты его превращений становятся компонентами пищевой продукции. Пищевая добавка может выполнять одну или несколько технологических функций.

Требования к безопасности пищевых добавок и БАД различаются, поэтому некорректная идентификация продукции ведет к ошибкам в оценке (подтверждении) ее соответствия установленным требованиям безопасности.

Какими документами регулируются БАД?

Техническое регулирование БАД осуществляется на основе нормативных документов:

— Пункты 13 и 14 ст. 8 ТР ТС 021/2011 устанавливают требования к безопасности, нормируют состав БАД и количественное содержание растительных компонентов.

В приложении 7 к регламенту приведен перечень растений и продуктов их переработки, объектов животного происхождения, микроорганизмов, грибов и биологически активных веществ, которые не разрешены к использованию в составе БАД, поскольку они представляют опасность для жизни и здоровья человека.

При этом дозировки разрешенных к применению экстрактов растений ограничиваются процентным содержанием от величины разовой терапевтической дозы (от 10 до 50%), которая указывается в документе, регулирующем непосредственно лекарственное средство.

— Приложение 5 к ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» устанавливает предельные интервалы, по которым оценивается уровень содержания пищевых волокон, минеральных веществ и витаминов в пищевой продукции.

— Приложение 2 ТР ТС 022/2011 определяет среднюю суточную потребность в основных пищевых веществах и энергии для нанесения маркировки пищевой продукции.

Информация о процентном содержании показателя от рекомендуемого суточного уровня потребления, а также адекватный уровень потребления (АУП) согласно решению ЕАЭС должна в обязательном порядке быть указана на упаковке БАД.

АУП рассчитывают или экспериментально определяют на основании оценок потребления пищевых и биологически активных веществ группой/группами практически здоровых людей. Величины суточного потребления пищевых и биологически активных веществ для взрослых в составе БАД нормируются в приложении 5 Решения Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299.

— Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.05.2012 № 28 запрещает производство и оборот на территории Российской Федерации БАД к пище, содержащих в составе растения, обладающие психотропным действием, список которых содержит указанное постановление.

— Федеральный закон от 02.01.2000 № 29‐ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» содержит требования, которым должно соответствовать качество биологически активных добавок. Согласно нормам данного закона БАД является пищевым продуктом.



Как разобраться в маркировке БАД?

Как и для любой пищевой продукции, для исполнения требований к маркировке БАД необходимо руководствоваться п. 4.10 Технического регламента ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». В нем прописывается перечень обязательной информации, которая должна быть отражена на маркировке и подтверждена. Например, состав, дата изготовления, условия хранения, пищевая ценность и прочие. Кроме того, для БАД необходимо указывать наличие аллергенов и других веществ, влияющих на активность детей. 

Помимо знака обращения на рынке, на маркировку БАД могут быть вынесены и другие отличительные знаки продукции при условии того, что они будут подтверждены:

— Знак «без глютена» (GLUTEN FREE). Подтверждается добровольным сертификатом или рецептурой. Протокол, к сожалению, не может являться объективным свидетельством подтверждения информации на маркировке, так как свидетельствует об отсутствии глютена только в конкретном образце продукции, прошедшем испытания. Кроме того, при сертификации в обязательном порядке проверяется СМБПП на производстве, обеспечивающая чистоту в отношении глютена.

— Знак ОРГАНИК (ORGANIC). Подтверждается сертификатом аккредитованного органа на соответствие ГОСТ 33980-2016, выданным на производство органической продукции. РОСТЕСТ является аккредитованным органом, уполномоченным на проведение такой сертификации.

— Знак GMP (GOOD MANUFACTURING PRACTICE). Ввиду того, что БАД не относятся к лекарственным средствам, на производство которых в обязательном порядке распространяются требования стандартам GMP, на добровольной основе можно пройти добровольную оценку производства на соответствие отечественному стандарту ГОСТ Р 56202‐2014 в аккредитованном органе, например в РОСТЕСТе. После этого можно применять знак GMP, хотя официальных нормативных документов по применению знака GMP для БАД пока не существует.

Знаки, подтверждающие прохождение сертификации производства или наличие системы менеджмента качества — например, ISO, ХААСП, — размещать на маркировке продукции некорректно, так как в данном случае продукция не является объектом сертификации.

Прослеживаемость БАД

С 1 сентября 2023 г. стартовала обязательная регистрация в системе маркировки биологически активных добавок (БАД) к пище для всех участников оборота согласно Постановлению Правительства № 886 от 31.05.2023 «Об утверждении правил маркировки БАД к пище средствами идентификации и особенностями внедрения государственной системы мониторинга за оборотом товаров». В этом документе содержится список кодов ТН ВЭД и ОКПД2 продукции, которую необходимо маркировать. Прежде чем подать заявку на маркировку, на БАД необходимо получить свидетельство о государственной регистрации (СГР).

Если товар подлежит маркировке системы «Честный знак», на каждую единицу товара производитель или импортер должен прикрепить марку с уникальным кодом или напечатать код на этикетке товара. Код позволяет отследить, кто и когда его произвел или ввез в страну и на каком этапе реализации он сейчас находится.

С 1 мая 2024 г. все участники оборота должны осуществлять передачу сведений в объемно-сортовом формате о движении маркированной продукции через систему электронного документооборота (ЭДО), а к 1 сентября 2025 г. должна быть обеспечена полная поэкземплярная прослеживаемость. Цель ее введения — не допустить распространения нелегальной и фальсифицированной продукции.

Таким образом, качество и безопасность продукции при данной маркировке учитываются посредством того, что есть СГР. Для продавца БАД наличие маркировки на товаре — еще один фактор доверия потребителя к продукту.

Чего не должна содержать реклама БАД?

Требования к рекламе БАД регламентирует ст. 25 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе».

Реклама не должна:

— создавать впечатление о том, что БАД являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;

— содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;

— содержать выражение благодарности физлицам в связи с применением таких добавок;

— побуждать к отказу от здорового питания;

— создавать впечатление о преимуществе таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямых рекомендаций к использованию таких добавок.

К сожалению, на рынке БАД очень часто встречаются нарушения вышеуказанных требований, в этой связи Елена Нечаева рекомендует потребителям быть внимательными к информации, которая содержится в рекламе.

Оценка соответствия БАД

Оценка соответствия БАД подразделяется на обязательную и добровольную.

Специализированная пищевая продукция, в том числе БАД, подлежит оценке соответствия требованиям регламентов в форме государственной регистрации:

— ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»;

— ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»;

— ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» (применяется в зависимости от состава БАД).

По итогам проверки выдается бессрочный документ — свидетельство о государственной регистрации. Процедура госрегистрации и форма СГР описываются в Решении Коллегии ЕЭК от 30.06.2018 № 80 «О свидетельствах государственной регистрации продукции».

Кроме того, БАД может пройти добровольную оценку соответствия. В таком случае чаще всего выдается добровольный сертификат соответствия.

Визуально СГР и добровольный сертификат соответствия похожи цветом бланков, чем зачастую злоупотребляют маркетплейсы, вводя в заблуждение потребителя.

Добровольной оценкой в отношении БАД, кроме непосредственной сертификации продукции установленным требованиям, например в спецификации изготовителя, может быть сертификация производства, о чем мы писали выше, а также экспертиза технической документации, маркировки, процедура по установлению сроков годности и условий хранения, которые проводит аккредитованный орган инспекции, и многое другое.

В РОСТЕСТе существует возможность провести исследования для подтверждения эффективности БАД или косметических средств, такая услуга дает возможность изготовителю обоснованно вынести на маркировку продукции те эффекты, которых можно достичь при приеме или использовании его продукции. Например, если на маркировке БАД заявляется, что после курсового приема волосы станут гуще и крепче, то этот эффект можно подтвердить, проведя исследования в РОСТЕСТе.

Подтверждение заявленной эффективности проводится в соответствии с методическими указаниями 1998 г. «Определение безопасности и эффективности биологически активных добавок к пище». При этом обязательно набирается группа волонтеров, присутствует контрольная группа, подтверждаются заявленные характеристики БАД. Помимо этого проходит комплексная оценка, содержащая контроль химической и биологической безопасности этой продукции, сырья, упаковки, оценка маркировки и т.д. Заказчик получает заключение с обоснованием наличия и степени выраженности заявленных эффектов в БАД, которое сможет в дальнейшем использовать для предъявления конечным потребителям. 

Итак, обязательным документом для БАД является СГР. Его не может заменить ни декларация соответствия, ни добровольный сертификат.

Особое внимание Елена Нечаева обращает на ожидаемое внесение изменений в технические регламенты ТР ТС 021/2011, ТР ТС 027/2011, ТР ТС 022/11 и другие технические регламенты, распространяющиеся на пищевую продукцию.

Важные изменения произойдут в части установления форм, схем и процедур оценки соответствия на основе типовых схем оценки соответствия, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.04.2018 № 44.

В частности, на данный момент СГР является бессрочным, но изменениями технического регламента ТР ТС 021/2011 может быть введено ограничение по сроку его действия до пяти лет, а для протокола исследований — до одного года. Аналогично со схемами: для государственной регистрации на текущий момент существует единая процедура для импортной и отечественной продукции. В Решении № 44 появляется схема 1 р — для отечественной продукции, схема 2р — для продукции, изготавливаемой за пределами таможенной территории Союза.

Подводя итоги встречи, Елена ответила на вопросы аудитории и подчеркнула, что заявители, проводя оценку соответствия БАД требованиям технических регламентов ТС/ЕАЭС, должны подходить к этому вопросу комплексно: подтверждать безопасность продукции, требования к производству, информацию, выносимую на маркировку, и безопасность упаковки.




Фото предоставлено фотобанком "Лори".
Было ли полезно?
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)

Написать комментарий