Особенности оценки соответствия упаковки: обсуждаем требования ТР ТС 005/2011

Особенности оценки соответствия упаковки: обсуждаем требования ТР ТС 005/2011

Отзывы о мероприятии

Упаковка используется всеми изготовителями продукции, и оценка ее соответствия традиционно вызывает много вопросов. Обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к упаковке и укупорочным средствам устанавливает ТР ТС 005/2011. Академия РОСТЕСТ уже проводила онлайн-практикум, посвященный этому регламенту и его планируемым изменениям. Прочитать о прошедшем мероприятии можно здесь.

После мероприятия мы получили много вопросов о том, как правильно идентифицировать и маркировать упаковку, как правильно понимать область применения регламента. Поэтому было принято решение провести второе мероприятие “Особенности оценки соответствия упаковки требованиям безопасности, тенденции изменений на законодательном уровне. ТР ТС 005/2011” в формате свободного микрофона. Его участники в прямом эфире обсуждали интересующие их вопросы с заместителем руководителя органа по сертификации “РОСТЕСТ-Москва” Юлией Александровой и экспертом Академии РОСТЕСТ Натальей Шереметьевой.

Идентификация упаковки и укупорочных средств

Один из наиболее частых вопросов: распространяется ли действие ТР ТС 005/2011 на изделия хозяйственно-бытового назначения, схожие по своему наименованию с упаковкой. Например, стеклянные банки для хранения сыпучих продуктов, различные корзины, контейнеры из пластмасс, пластмассовые бутылки для питья, бумагу для выпечки.

Согласно ГОСТ 17527-2014 “Упаковка. Термины и определения”, включенному в перечень взаимосвязанных стандартов к ТР ТС 005/2011, упаковка – изделие, предназначенное для размещения, защиты, перемещения, доставки, хранения, транспортирования и демонстрации товаров (сырья и готовой продукции), используемое как производителем, пользователем или потребителем, так и переработчиком, сборщиком или иным посредником. К определению упаковки в ГОСТ 17527-2014 дано примечание: “Термин “упаковка” не распространяется на изделия культурно-бытового и хозяйственного назначения, в том числе посуду (предметы домашнего обихода), не выполняющие все перечисленные функции”.

Таким образом, хозяйственно-бытовые изделия с точки зрения термина “упаковка” не будут являться упаковкой и требования ТР ТС 005/2011 к ним не применяются.

Назначение изделия определяет изготовитель. Например, если бутылка предназначена для питья и применяется исключительно в бытовых условиях, то такое изделие по назначению корректнее отнести к посуде.

Эксперты отметили, что иногда таможенные брокеры относят хозяйственно-бытовые изделия к упаковке и присваивают им коды ТН ВЭД на упаковку. В таком случае для своих клиентов РОСТЕСТ готовит разъяснительные письма, которые можно предоставить в таможенные органы в защиту своей позиции об идентификации изделия.

Участники свободного микрофона задали вопрос: является ли стрейч-пленка упаковкой? Согласно приложению 5 “Перечень упаковки и укупорочных средств, на которые распространяется действие ТР ТС 005/2011”, пленка является упаковкой. С учетом приведенного в приложении примечания, требования регламента применимы к пленке, предназначенной для реализации в розничной торговле. Пленка выполняет функцию упаковки, если на производстве в нее заворачивается готовая продукция, а на такую упаковку регламент требует получить протоколы испытаний. В то же время регламент не устанавливает показателей безопасности для стрейч-пленки за исключением санитарно-гигиенических, которые оцениваются, если упаковка контактирует с пищевой продукцией, косметической продукцией, игрушками и товарами детского ассортимента. Упаковка из стрейч-пленки должна маркироваться петлей Мебиуса, буквенным кодом и цифровым обозначением материала, из которого она изготовлена.

Эксперты рассказали о проекте изменений к ТР ТС 005/2011, согласно которому поддоны попадут в область распространения ТР ТС 005/2011. В настоящей редакции поддоны для перевозки грузов автомобильным, железнодорожным, морским или воздушным транспортом входят в область исключения применения ТР ТС 005/2011. В новой редакции регламента для поддонов будут определены такие показатели безопасности, как прочность при падении на угол, прочность при изгибе, в том числе при подъеме вилочным захватом и штабелировании, сопротивление удару.

О безопасности упаковки, в которой поставляется готовая продукция

Один из многочисленных вопросов, который волнует наших клиентов: нужно ли декларировать подарочную упаковку, в которой поставляется продукция, в частности алкогольная продукция?

Декларированию подлежит упаковка, которая ввозится на территорию Таможенного союза без упаковываемой продукции. На упаковку, поставляемую с упакованной в нее продукцией, распространяется лишь часть требований регламента: требования безопасности, установленные в статье 5, и требования статьи 6 в части маркировки упаковки петлей Мебиуса и указания буквенного кода и (или) цифрового обозначения материала, из которого изготовлена упаковка. Соответствие требованиям безопасности должно быть подтверждено протоколами испытаний. Протоколы испытаний упаковки вносятся в доказательственные материалы к готовой продукции, поставляемой в этой упаковке. Подарочная упаковка выполняет не только декоративные функции, но и функции защиты, хранения, демонстрации товара в соответствии с термином “упаковка” и также является объектом регулирования ТР ТС 005/2011. Таким образом, при оценке соответствия алкогольной продукции, поставляемой в подарочной упаковке, в доказательственную базу войдут также и протоколы испытаний подарочной упаковки.

Участники свободного микрофона высказали мнение, что регламент не распространяется на упаковку, в которой поставляется импортная продукция, и в таком случае протоколы испытаний на такую упаковку получать не нужно. Позиция РОСТЕСТа в этом вопросе сводится к следующему: протоколы испытаний для упаковки, поставляемой вместе с упакованной продукцией, в том числе импортной, должны быть включены в доказательственную базу при подтверждении соответствия этой продукции, поскольку это четко указано в п. 10 статьи 5 регламента.

Эксперты разъяснили п. 2 статьи 1, где говорится о том, что объект регулирования ТР ТС 005 – упаковка, изготовленная производителем продукции, упаковываемой в процессе производства. Будут ли являться объектом регулирования регламента упаковка и укупорочные средства, которые изготавливает сторонний производитель? Стоит отметить, что большинство изготовителей продукции не изготавливают упаковку, а заказывают ее у сторонних поставщиков. И в ТР ТС 005/2011 упаковка и упаковываемая в нее продукция рассматриваются как единое целое. Поэтому изготовитель продукции должен либо запросить у изготовителя упаковки протоколы ее испытаний, либо самостоятельно инициировать испытания упаковки по установленным к ней в регламенте требованиям безопасности.

Особенности маркировки упаковки и укупорочных средств

В ходе обсуждения был поднят вопрос о маркировке аэрозольной упаковки, в которой поставляются товары бытовой химии, парфюмерно-косметическая продукция. Такая упаковка не подлежит переработке без специальных условий, а использованные аэрозольные баллоны нельзя прокалывать, вскрывать. Резонно возникает вопрос: какая тогда необходимость информировать потребителя о материале упаковки? Эксперты пояснили, что требования статьи 6 регламента в отношении маркировки упаковки не содержат каких-либо исключений в зависимости от вида упаковки. На упаковку должна быть нанесена петля Мебиуса и буквенный код и (или) цифровое обозначение материала, из которого сделана упаковка. Несмотря на то что аэрозольная упаковка требует специальных условий переработки, петля Мебиуса, которая свидетельствует о возможности переработки, на аэрозольную упаковку, согласно требованиям регламента, также должна быть нанесена. Как отметили эксперты, требования регламента о нанесении информации об утилизации и материале упаковки опередили развитие национального законодательства в области переработки и утилизации отходов.

Участники мероприятия спросили, нужно ли маркировать знаком “рюмка/вилка” упаковку, в которой ввозится алкогольная продукция. На упаковку, ввозимую вместе с упакованной продукцией, в части маркировки распространяются только требования по указанию информации о возможности утилизации использованной упаковки (укупорочных средств) с указанием цифрового кода и (или) буквенного обозначения материала, из которого изготавливается упаковка (укупорочные средства). Наносить знак “рюмка/вилка” потребуется только для пустой ввозимой упаковки, предназначенной для последующего упаковывания алкогольной продукции, чтобы информировать потребителя о назначении такой упаковки.

Проект изменений к регламенту содержит требование к маркированию комплексной упаковки и укупорочных средств. Для каждого компонента такой упаковки или укупорочного средства потребуется наносить петлю Мебиуса с указанием буквенного кода и/или цифрового обозначения материала, из которого он изготовлен. Поэтому, например, для укупорочного средства, предназначенного для бутылок с шампанским и состоящего из корковой пробки, металлического мюзле и алюминиевой фольги, потребуется нанести информацию обо всех трех его составляющих.

Если на упаковку или укупорочное средство конструктивно невозможно нанести петлю Мебиуса, то ее необходимо указывать в сопроводительной документации к данной упаковке или укупорочному средству.

Активное обсуждение вызвал вопрос о необходимости применения требований безопасности, установленных в статье 5 ТР ТС 005/2011, к упакованной пищевой продукции в части упаковки, ввозимой на таможенную территорию Союза, а также необходимости включать протоколы испытаний, подтверждающие соответствие такой упаковки (укупорочных средств) требованиям ТР ТС 005/2011, в комплект доказательственных материалов, формируемый при подтверждении соответствия упакованной продукции.

В ходе вебинара участники высказали мнение о том, что данное требование не является обязательным. Можно понять желание импортеров избежать дополнительных обязательств по выполнению требований ТР ТС 005/2011 в отношении упакованной пищевой продукции, поставляемой на территорию РФ. Однако принципы технического регулирования, основанные на оценке риска причинения вреда жизни и здоровью человека при применении/употреблении продукции вне зависимости от ее происхождения, однозначно свидетельствуют о необходимости выполнения обязательных требований ТР ТС 005/2011 к упаковке импортируемой пищевой продукции, влияющих на безопасность упаковываемой продукции. Особенно высоки эти риски в отношении продукции высокого уровня контаминации (например, пищевая и парфюмерно-косметической продукция).

Согласно п. 2 статьи 1 ТР ТС 005/2011, на все типы упаковки (укупорочные средства), которые изготавливаются производителем продукции, упаковываемой в процессе производства такой продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза, распространяются требования только статей 2, 4, 5, пп. 1 и 2 статьи 6 в части информации о возможности утилизации использованной упаковки (укупорочных средств) с указанием цифрового кода и (или) буквенного обозначения (аббревиатуры) материала, из которого изготавливается упаковка (укупорочные средства), и статьи 9 ТР ТС 005/2011. В соответствии с п. 10 статьи 5 ТР ТС 005/2011 протоколы испытаний, подтверждающие соответствие типов упаковки (укупорочных средств), изготавливаемой производителем упаковываемой продукции в процессе производства такой продукции, требованиям п. 1–9 статьи 5 ТР ТС 005/2011, включают в комплект доказательственных материалов, формируемый при подтверждении соответствия упакованной продукции.

В отношении импортной продукции, которая поставляется в упакованном виде, лицо, принимающее на себя обязательства по обеспечению безопасности продукции, также несет ответственность за соответствие упаковки указанной продукции требованиям безопасности технического регламента (ТР) ТС 005/2011. Обязательства по п. 2 статьи 1 и по п. 10 статьи 5 ТР ТС 005/2011 накладываются на импортера упакованной продукции в части безопасности упаковки в связи с тем, что в указанном случае отсутствует момент выпуска в обращение на территории ЕАЭС упаковки в качестве готовой продукции.

Данная позиция также подтверждается однозначными формулировками технического регламента ТР ТС 021/2011 “О безопасности пищевой продукции”. Согласно статье 1 ТР ТС 021/2011, при применении данного регламента к пищевой продукции должны учитываться требования к пищевой продукции в части ее маркировки, материалов упаковки, изделий и оборудования для производства пищевой продукции, контактирующих с пищевой продукцией, установленные соответствующими техническими регламентами Таможенного союза.

В п. 7 статьи 7 “Общие требования безопасности пищевой продукции” ТР ТС 021/2011 установлено, что материалы, используемые для изготовления упаковки, изделий, контактирующих с пищевой продукцией, должны соответствовать требованиям, установленным соответствующим техническим регламентом Таможенного союза.

Согласно статье 11 “Требования к обеспечению безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления)” ТР ТС 021/2011, для обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции изготовитель должен определить перечень критических контрольных точек процесса производства (изготовления) – параметров технологических операций процесса производства (изготовления) пищевой продукции (его части); параметров (показателей) безопасности продовольственного (пищевого) сырья и материалов упаковки, для которых необходим контроль, чтобы предотвратить или устранить указанные в п. 1 части 3 статьи 11 ТР ТС 021/2011 опасные факторы.

В соответствии со статьей 14 планировка производственных помещений, их конструкция, размещение и размер должны обеспечивать условия для хранения продовольственного (пищевого) сырья, материалов упаковки и пищевой продукции.

На основании вышеизложенного очевидно, что оценка соответствия пищевой продукции требованиям ТР ТС 021/2011 в том числе включает в себя оценку соответствия установленным требованиям упаковки, в которую упакована пищевая продукция.

Дополнительно обращаем внимание, что любые разъяснения надзорных органов по вопросам положений технических регламентов ТС/ЕАЭС не являются официальными документами. Следует быть особенно осторожными с использованием ответов на запросы, присваивающих исключительный характер применения различными хозяйствующими субъектами общеобязательных норм технических регламентов, обеспечивающих обращение на рынке РФ безопасной продукции.

В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) разъяснение положений Договора, международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза, а также по заявлению сотрудников и должностных лиц органов Союза и Суда положений Договора о ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза осуществляет Суд Евразийского экономического союза. Положения Договора о Евразийском экономическом союзе, международных договоров в рамках Союза и международных договоров Союза с третьей стороной, касающиеся разрешения споров, разъяснения и толкования, применяются в части, не противоречащей Статуту Суда ЕАЭС.

На национальном уровне, в соответствии со ст. 126 Конституции РФ, Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Следовательно, официальное толкование по указанным вопросам может осуществляться: Судом Евразийского экономического союза; Верховным судом РФ – вопросов судебной практики по применению нормативно-правовых актов в части, не противоречащей Договору о ЕАЭС и Статуту Суда ЕАЭС.

Видеозапись прошедшего свободного микрофона можно посмотреть по ссылкам:

;


Фото предоставлено фотобанком "Лори".
Было ли полезно?
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

Написать комментарий