Ростест
en
+74951298625
(495) 150 70 00
Обзор ТР ЕАЭС 051/2021 “О безопасности мяса птицы и продукции его переработки”

Обзор ТР ЕАЭС 051/2021 “О безопасности мяса птицы и продукции его переработки”

Горячей новостью в области технического регулирования пищевой промышленности стало принятие 29 октября 2021 года Советом Евразийской экономической комиссии технического регламента ТР ЕАЭС 051/2021 “О безопасности мяса птицы и продукции его переработки”.

Утверждению технического регламента предшествовал длительный процесс разработки и согласования, начатый еще в 2014 году. Технический регламент завершает собой комплекс специализированных технических регламентов, определяющих обязательные требования к пищевой продукции животного происхождения.

ТР ЕАЭС 051/2021 “О безопасности мяса птицы и продукции его переработки” вступает в силу с 1 января 2023 года, за исключением перспективных положений, отложенных до разработки соответствующих стандартов на методы контроля и включения этих стандартов в перечень стандартов к техническому регламенту. Об этих положениях мы расскажем далее.

Областью распространения технического регламента являются продукты убоя птицы и продукция их переработки, а также процессы производства, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, включая маркировку и упаковку продуктов убоя птицы и продукции их переработки.

Технический регламент вводит единую терминологию в отношении мяса птицы и продукции его переработки. Установлены понятия: “колбасное изделие из мяса (субпродуктов) птицы”, “партия продукции из мяса (субпродуктов) птицы”, “консервы из мяса (субпродуктов) птицы”, “мясо птицы механической обвалки”, “кулинарное изделие из мяса (субпродуктов) птицы” и т. д. Дополнительно распоряжением Коллегии ЕЭК от 21 сентября 2021 года № 142 закреплена разработка изменений к техническому регламенту в части классификации мяса птицы в зависимости от массовой доли мясных ингредиентов (мясная, мясосодержащая, мясорастительная, растительно-мясная продукция).

В техническом регламенте устанавливаются правила идентификации мяса птицы и продуктов его переработки:

– по наименованию,

– визуальным и органолептическим методом,

– аналитическим методом.

При идентификации методом “по наименованию” сравнивают название продукции с терминами и понятиями, регламентированными техническим регламентом.

Установлены требования к формированию наименования мяса птицы и продуктов его переработки. Так, маркировка колбасных изделий должна содержать информацию о виде колбасных изделий (например, “колбаса”, “сосиски”), виде птицы (например, “из мяса (субпродуктов) кур”, “из мяса индейки”), способе технологической обработки (например, “вареные”), сорте или категории (например, “экстра”, “высший”) (при наличии), а также о термическом состоянии (“охлажденные”, “замороженные”).

Технический регламент запрещает использовать в маркировке продукции общего назначения из мяса птицы придуманные названия, которые ассоциируются с продукцией для детского питания (например, сосиски “Детские”, колбаса “Бутуз”, шницель “Тотоша”). Не допускается маркировка продукции из мяса птицы с использованием придуманных названий, сходных с установленными в межгосударственных стандартах на продукцию из мяса птицы и техническом регламенте “О безопасности мяса и мясной продукции”. Данное требование вступит в силу, когда будет разработан соответствующий межгосударственный (региональный) стандарт, но мы бы рекомендовали тем производителям, кто гордо именует свой продукт из мяса птицы, например, “сардельки “Малышок” или “колбаса “Докторская”, уже сейчас задуматься, не противоречит ли название нормам вводимого в действие технического регламента.

В техническом регламенте определены допустимые пределы фактических значений пищевой и энергетической ценности продуктов убоя птицы и продукции из мяса птицы. Содержание белка должно составлять не менее 80 % от значения, указанного в маркировке продукции, а жиров, углеводов, калорийность – не более 120 %.

Вода в составе продукции из мяса птицы должна быть указана при любом способе добавления (в виде льда, рассола, раствора и др.).

Регламентировано требование к содержанию массовой доли влаги, выделившейся при размораживании мяса птицы. Массовая доля влаги должна составлять не более 4 %. Вступление в силу данного требования отложено до разработки соответствующего межгосударственного (регионального) стандарта.

При производстве продуктов убоя и продукции из мяса птицы, предназначенных для реализации в непереработанном виде, не допускается применение фосфатов в любом виде, нитритно-посолочных смесей. Напомним, что в соответствии с ТР ТС 021/2011 “О безопасности пищевой продукции” к непереработанной пищевой продукции относится в том числе замороженная и охлажденная продукция.

В техническом регламенте определены максимально допустимые уровни остаточного количества 50 ветеринарных лекарственных средств в продуктах убоя птицы, контролируемые согласно информации об их применении. Вступление в силу данного пункта также откладывается до разработки и внесения в перечень соответствующих межгосударственных (региональных) стандартов на методы определения контролируемых лекарственных средств.

Технический регламент устанавливает формы оценки соответствия продуктов убоя птицы и продукции из мяса птицы:

– ветеринарно-санитарная экспертиза (для продуктов убоя птицы (в том числе продуктов убоя птицы для детского питания));

– государственная регистрация (для продукции из мяса птицы для детского питания и пищевой продукции нового вида);

– декларирование соответствия (для продукции из мяса птицы).

Декларация о соответствии в зависимости от выбранной схемы принимается на основе собственных доказательств или доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра), включенной в единый реестр органов по оценке соответствия Союза и органов по сертификации систем менеджмента (схема 6д). Срок действия декларации о соответствии для серийно выпускаемой продукции, принятой по схеме 3д, – не более трех лет, по схеме 6д – не более пяти лет. Срок действия декларации на партию продукции соответствует сроку ее годности.

Отметим, что проект регламента, который на момент написания этой статьи находится в общем доступе на официальном сайте ЕЭК, — это редакция, согласованная в марте 2017 года. С тех пор многие ссылочные документы регламента, например, решение Коллегии ЕЭК от 9 апреля 2013 года № 76 в качестве документа, устанавливающего порядок регистрации деклараций о соответствии, уже потеряли свою актуальность. Ждем изменений в регламенте, особенно в части оценки соответствия продукции. Будем держать вас в курсе!