Новый порядок ведения реестра сертификатов

Новый порядок ведения реестра сертификатов

Конец 2020 года ознаменовался активизацией законодателей в области оценки соответствия. Было принято сразу несколько значимых нормативных документов. Среди них – Постановление Правительства РФ № 1856 от 18.11.2020 “О порядке формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за предоставление таких сведений”, а также новое положение о предоставлении аккредитованными лицами сведений в Федеральную службу по аккредитации, определенное приказом Минэкономразвития № 704 от 24.10.2020.

РОСТЕСТ всегда держит своих клиентов и партнеров в курсе последних нововведений и делится своим мнением. Вот и сейчас руководители компании – генеральный директор Алексей Медников, заместитель генерального директора Нина Мощенская, заместитель руководителя органа по сертификации Елена Нечаева и заместитель начальника отдела по работе с заказчиками Ирина Богомолова – сравнили старый и новый порядок и попытались в доступной форме объяснить суть изменений в ходе прошедшего 11 декабря 2020 года вебинара “Обсуждение требований, касающихся заявителей на сертификацию. Приказ № 704 от 24.10.2020. Постановление Правительства РФ № 1856 от 18.11.2020”.

Изменения, вступающие в силу с 1 января 2021 года, затронут аккредитованных лиц, но они также автоматически распространяются и на заявителей сертификации и, как отметил Алексей Медников, потребуют перестройки процессов деятельности как тех, так и других.

Так, в новом порядке, установленном постановлением № 1856, появляется обязанность передавать в единый электронный реестр на базе ФГИС сведения о результатах инспекционного контроля за объектами сертификации. Эта часть требований вступает в силу с 1 августа 2021 года. Сведения об инспекционном контроле содержат в себе обширную информацию. Это и акты о результатах его проведения, акты анализа состояния производства, включая описание технологического процесса, инфраструктуры и оснащенности предприятия, протоколы испытаний и многое другое. Вся информация становится доступной для надзорных органов, и нужно понимать, что повышается уровень ответственности как органа по сертификации, так и заявителя по соблюдению правильности оформления этих документов, обеспечения их соответствия законодательным требованиям и требованиям защиты информации.

На наш взгляд, некоторые требования, такие как обязательное указание номера таможенной декларации на продукцию, ввезенную для проведения исследований, испытаний в качестве проб (образцов), являются для заявителя обременительными. Неясным остается понятие торговой единицы, для которой нужно указывать код GTIN.

Весьма обширным становится перечень передаваемых в реестр данных в качестве доказательственных материалов. Если в действующем порядке требовалось передавать лишь информацию о них, то теперь нужны скан-копии самих документов. А они, в свою очередь, могут содержать конфиденциальную информацию. Однако обязанности по обеспечению конфиденциальности этой информации нигде не отражены, и мы обеспокоены: кто ответит, если будет утечка данных?

Ситуацию с конфиденциальностью данных в новых требованиях наш юрисконсульт Юлия Васильцюн оценила как негативную. Она отметила, что доступ к сведениям о сертификатах, за исключением тех, что составляют государственную или коммерческую тайну, будет бесплатно предоставляться всем заинтересованным лицам. Ими могут быть различные надзорные органы, в том числе стран ЕАЭС, и иные органы государственной власти. Причем заявитель не будет уведомляться о факте предоставления сведений и ему не предоставляются права по защите от действий недобросовестных лиц.

РОСТЕСТ работает с клиентами индивидуально, и мы готовы с каждым обсудить все нюансы подачи и предоставления документов в свете новых законодательных требований.

Структурный, форматно-логический контроль вносимых в реестр сведений и документов, который применяется и сейчас, в новом порядке становится инструментом принятия решения о регистрации сертификата. Как сказала Елена Нечаева, это – серая зона, так как неясен механизм его реализации. Сертификаты будут зарегистрированы только после прохождения этого контроля, и здесь, учитывая неустойчивость работы ФГИС, есть риск для заявителя в задержке их выпуска. В постановлении № 1856 даже есть оговорка о продлении сроков передачи сведений о сертификатах органами по сертификации на случай проведения в Росаккредитации технических работ.

Всё большими полномочиями в принятии решений о действии сертификатов наделяются надзорные органы. Они будут вносить в реестр сведения о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия. Такое право закрепляется за ними и в изменениях к № 184-ФЗ “О техническом регулировании”.

Как подчеркнула Ирина Богомолова, ввиду новых требований заявителю вне зависимости от того, является ли он уполномоченным лицом или импортером-продавцом, важно проводить работу с изготовителем по предоставлению документов, которые требуются техническими регламентами и служат обоснованием для оформления сертификата. Эти документы также будут оцениваться посредством структурного, форматно-логического контроля.

Если у вас остались какие-либо вопросы, вы можете направить их менеджеру отдела образовательных проектов Ольге Шкляр: akadem@rtmsk.ru, тел. +7 (495) 150-70-00 (доб. 222).

Для сотрудничества обращайтесь к представителям компании: 

-  Шкляр Ольге Викторовне, руководителю отдела коммуникаций и рекламы: OlgaVShk@rostest.ru, тел. +7 (495) 150-70-00 (доб.222).

-  Федоровой Марине Викторовне, руководителю сектора сертификации электрооборудования: MarinaVG@rostest.ru, тел. +7 (495) 150-70-00 (доб.193). 

Многие вопросы по изменениям, в частности о кодах GTIN/GLN, остаются невыясненными, ответы на них мы постараемся найти вместе с вами на наших следующих мероприятиях. 

Включайтесь в диалог!


Фото предоставлено фотобанком "Лори".

Было ли полезно?
(Голосов: 0, Рейтинг: 0)

Написать комментарий