Ростест
en
+74951298625
(495) 150 70 00
Новые полномочия надзорных органов. Итоги свободного микрофона

Новые полномочия надзорных органов. Итоги свободного микрофона

Отзывы о мероприятии

В конце апреля Академия РОСТЕСТ провела вебинар “Готовимся к 1 сентября. Новые полномочия надзорных органов и неуправляемые риски финансовых и репутационных потерь: приостановление, прекращение действия сертификатов и деклараций; признание недействительными сертификатов и деклараций задним числом”. Эксперты РОСТЕСТа обсудили в ходе мероприятия проекты постановлений Правительства Российской Федерации:

– “О порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными и порядке приостановления, возобновления и прекращения действия сертификатов соответствия, признания их недействительными”;

– “О порядке принятия национальным органом по аккредитации решения о признании недействительными документов, выданных аккредитованными испытательными лабораториями в результате их деятельности”.

Обсуждение вызвало у слушателей вебинара много вопросов.

РОСТЕСТ занимает активную позицию на рынке оценки соответствия и стремится к диалогу с его участниками. Чтобы прояснить оставшиеся вопросы, выслушать опасения и поделиться своим экспертным мнением, Академия РОСТЕСТ провела второе мероприятие на эту тему в формате свободного микрофона.

Как минимизировать риски признания деклараций о соответствии и сертификатов соответствия недействительными? Каким образом будет осуществляться контроль (надзор) за выданными разрешительными документами? Как узнать причину признания недействительными разрешительных документов? На эти и другие вопросы участников свободного микрофона в прямом эфире ответили эксперты АО “РОСТЕСТ”:

– юрисконсульт Юлия Васильцюн,

– генеральный директор Нина Мощенская,

– заместитель руководителя органа по сертификации “РОСТЕСТ-Москва” Юлия Александрова.

Вопросы участников были разделены по темам:

– выбор “правильной” лаборатории при декларировании;

– полномочия органов государственного контроля (надзора);

– обоснование объема испытаний при декларировании;

– производственный и инспекционный контроль;

– процедура приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии и сертификатов соответствия, признания их недействительными.

 

Выбор “правильной” лаборатории при декларировании 

Проект постановления Правительства Российской Федерации “О порядке принятия национальным органом по аккредитации решения о признании недействительными результатов деятельности испытательных лабораторий” закрепляет право Росаккредитации принимать решения о признании недействительными протоколов испытаний. Основанием для признания недействительными протоколов испытаний может послужить проведение испытаний с определенными нарушениями:

– в неполном объеме;

– не по тем методам испытаний;

– с использованием ненадлежащего испытательного оборудования.

Нарушение лабораториями обязательных требований, предъявляемых к деятельности испытательных лабораторий, может повлечь признание недействительными выданных ими протоколов испытаний с даты последнего подтверждения компетентности или с даты проведения последнего контрольно-надзорного мероприятия.

Разрешительные документы, выданные на основе протоколов, признанных недействительными, также получат статус недействительных. Поэтому весьма актуальным является выбор лаборатории, для которой риск признания недействительными результатов ее деятельности минимален.

Как подчеркнули эксперты, при выборе лаборатории следует в первую очередь обратить внимание на обоснованность ее аккредитации: действительно ли лаборатория прошла оценку по установленным критериям аккредитации.

Эксперты также отметили: лаборатории проводят испытания по предоставленной им программе испытаний и самостоятельно не определяют необходимые методы испытаний и объем испытаний. Лаборатория может предложить некое стандартное решение, которое может подойти не каждому заказчику. Для каждого вида продукции, а иногда и для каждого наименования продукции требуется индивидуальная программа испытаний. Чтобы исключить риски неверной идентификации продукции при декларировании и быть уверенным в правильном выборе методов испытаний, эксперты порекомендовали заявителям обращаться для составления программы испытаний к компетентной третьей стороне.

При выборе лаборатории также важно оценить ее репутацию. РОСТЕСТ, например, работает только с аккредитованными в установленном порядке испытательными лабораториями в соответствующих областях аккредитации, включенными в национальную часть единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза и неукоснительно выполняющими все установленные обязательные требования, критерии аккредитации. РОСТЕСТ проводит аудит соблюдения лабораториями установленных обязательных требований, а также анализирует результаты оценки и мониторинга деятельности испытательных лабораторий Федеральной службой по аккредитации (аттестат аккредитации с областью аккредитации в качестве приложения, отчеты о документарных и выездных проверках).

Участники свободного микрофона задали вопрос: какую лабораторию выбрать при декларировании по схеме 1д – аккредитованную или неаккредитованную? Эксперты ответили, что при декларировании по схеме 1д по техническим регламентам, в отношении которых применяется Решение КТС от 07.04.2011 № 621 “О Положении о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза”, испытания могут проводиться в испытательной лаборатории (неаккредитованной) или аккредитованной испытательной лаборатории, если иное не предусмотрено техническим регламентом. А вот в соответствии с Решением Совета ЕЭК от 18.04.2018 № 44 испытания по схеме 1д должны проводиться в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) или собственной испытательной лаборатории изготовителя. Эксперты также отметили, что на сегодняшний день позиция регуляторов такова, что даже при декларировании на основании собственных доказательств желательно, чтобы выбранная лаборатория была аккредитована для работы с требуемым методом испытания. Аккредитация лаборатории для контрольных (надзорных) органов – показатель того, что лаборатория действительно компетентна для работы по данным методам испытаний с данными объектами. Можно ожидать, что рано или поздно появится требование об аккредитации даже лаборатории изготовителя, подчеркнули эксперты.

 

Обоснование объема испытаний при декларировании 

Одним из оснований для признания декларации о соответствии недействительной является нарушение при декларировании установленных процедур обязательного подтверждения соответствия. Декларирование может быть признано недостоверным, если контрольный (надзорный) орган не согласится с определенным заявителем объемом испытаний. Обосновать объем необходимых испытаний при декларировании – для заявителя задача непростая, так как требует экспертных знаний в области анализа рисков, установления обязательных требований, проектирования и производства, статистических методов анализа.

Эксперты подчеркнули, что для пищевой, парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии и другой продукции, для которой существуют риски химического воздействия на организм человека, не характерно понятие типового образца, поэтому объем выборки для проведения испытаний такой продукции должен быть обоснован экспертным заключением. Чтобы иметь возможность защитить свою декларацию о соответствии при возникновении вопросов у контрольных (надзорных) органов, эксперты посоветовали заявителям иметь документ с обоснованием объема испытаний, выданный компетентной третьей стороной.

 

Полномочия органов государственного контроля (надзора)

Многих заявителей интересовало, как Росаккредитация будет проверять неаккредитованных лиц – заявителей на декларирование. Спикеры напомнили, что Росаккредитация является органом, уполномоченным на ведение единого реестра деклараций о соответствии и сертификатов соответствия. Росаккредитация сможет проверять соответствие содержащихся в едином реестре сведений и документов требованиям, предъявляемым к сведениям и информации, содержащимся в записи о декларации о соответствии, запрашивать дополнительные документы и информацию по основаниям, послужившим причиной приостановления действия декларации о соответствии и т. д. Данные, передаваемые во ФГИС Росаккредитации при регистрации декларации о соответствии, синхронизируются с данными единого государственного реестра юридических лиц, информационной системой “Национальный каталог маркированных товаров”. Росаккредитация имеет соглашения о взаимодействии и информационном обмене с различными государственными ведомствами и негосударственными организациями, например с Ассоциацией автоматической идентификации “ЮНИСКАН/ГС1 РУС”, которая занимается предоставлением кодов GTIN и GLN на территории России.

Полнота и корректность данных, переданных во ФГИС Росаккредитации при регистрации декларации о соответствии, будут проверяться посредством форматно-логического контроля.

Государственный контроль (надзор) за соответствием продукции обязательным требованиям безопасности, устанавливаемым в технических регламентах, будут осуществлять профильные ведомства, такие как Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Ростехнадзор и др. Частота проверок со стороны контрольных (надзорных) органов будет зависеть от категории риска, присваиваемой контролируемому лицу в соответствии с риск-ориентированным подходом, положенным в основу Федерального закона “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” от 31.07.2020 № 248-ФЗ. Согласно № 248-ФЗ, на наименьшую категорию риска может претендовать лицо, отвечающее критериям добросовестности. Такими критериями могут быть:

– внедренная на предприятии система комплаенс-менеджмента;

– внедренная на предприятии и сертифицированная система менеджмента;

– система внутреннего контроля;

– добровольная сертификация.

Некоторые ведомства, например Роспотребнадзор, Россельхознадзор, уже подготовили проекты положений о видах государственного контроля (надзора), в которых определены критерии отнесения контролируемых лиц к той или иной категории риска и критерии их добросовестности.

Участники свободного микрофона задали распространенный вопрос: как будут проверяться декларации о соответствии и сертификаты соответствия, зарегистрированные в Российской Федерации, но оформленные на основании протоколов испытаний от испытательных лабораторий, расположенных в других странах ЕАЭС – Армении, Киргизии, Казахстане? Существует мнение, будто в таком случае проверок не будет. Однако это не так, отметили спикеры.

Появление на российском рынке разрешительных документов, оформленных на основании подобных протоколов, – повод для недоверия к ним и их первоочередной проверки со стороны Росаккредитации. Прежде всего в лабораторию страны, где был выдан протокол испытания, будет отправлен запрос для подтверждения факта проведения испытаний. Если лаборатория факт проведения испытаний не подтверждает, то автоматически разрешительные документы, выданные на основании таких документов, будут признаны недействительными.

Уже сейчас, до вступления в силу изменений в Федеральном законе “О техническом регулировании” в части признания контрольными (надзорными) органами недействительными сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, имеется несколько судебных дел по административным искам, в рамках которых на основании недостоверных протоколов испытаний лабораторий Казахстана были признаны недействительными более 300 разрешительных документов.

Эксперты также рассказали, что государства-участники ЕАЭС подписали Соглашение о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза, которое определяет порядок взаимодействия контрольных (надзорных) органов (в том числе уполномоченных в соответствии с законодательством государства-члена на проведение аккредитации) на всей территории ЕАЭС, в том числе путем систематического обмена информацией. Продукция, выпущенная в обращение на территории одной страны ЕАЭС, уже сейчас проходит проверку на территории другой страны.

Например, Госстандарт Республики Беларусь отбирает образцы товара, направляет на испытания и в случае отрицательных результатов испытаний прекращает действие разрешительного документа на территории Республики Беларусь. Далее Госстандарт в соответствии с Рекомендациями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.06.2018 № 9 “О взаимодействии органов государственного контроля (надзора) государств – членов Евразийского экономического союза при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза” направляет сведения о вышеизложенном в контрольные (надзорные) органы страны ЕАЭС, в которой был выдан сертификат соответствия, зарегистрирована декларация о соответствии, например в Росстандарт. Росстандарт, в свою очередь, приостанавливает действие разрешительного документа на территории Российской Федерации и проводит контрольные (надзорные) мероприятия. В рамках таких контрольных (надзорных) мероприятий как раз будет проверяться соответствие не только продукции, но и доказательственных материалов всем установленным обязательным требованиям. По результатам проверки российский орган государственного контроля (надзора) либо прекращает действие разрешительного документа, либо возобновляет его действие, если заявитель доказал необоснованность принятого решения.

Таким образом, где бы ни был получен протокол испытаний, проверок со стороны контрольных (надзорных) органов не миновать.

Также спикеры отметили, что в случае систематических подобных нарушений, выявления несоответствий продукции обязательным требованиям, в том числе выявление несоответствий в форме протокола, методах испытаний и др., контролируемое лицо рискует попасть в наиболее высокую категорию риска.

 

Производственный и инспекционный контроль 

В схемах декларирования серийно выпускаемой продукции требуется, чтобы изготовитель осуществлял производственный контроль. Участники свободного микрофона спросили:

– какие есть требования к проведению производственного контроля;

– каким документом подтверждать его проведение;

– как проводить производственный контроль импортной продукции.

Производственный контроль – мониторинг измерений, которые проводятся первой стороной от получения сырья (входной контроль) до испытаний готовой продукции (выходной контроль), для сохранения уверенности в безопасности продукции и ее соответствии всем установленным требованиям. Производственный контроль проводится в порядке, установленном в технических регламентах. В решении Коллегии ЕЭК № 44 есть раздел, посвященный производственному контролю, в котором описано, что должен контролировать изготовитель, то есть установлены объекты контроля, а вот критерии оценки объектов не установлены.

Поэтому с целью обеспечения качества – создания уверенности в том, что продукция соответствует установленным требованиям, – мы рекомендуем руководствоваться ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Национальный стандарт Российской Федерации “Системы менеджмента качества. Требования”.

Документами, которые можно продемонстрировать заинтересованным сторонам о том, что производственный контроль проводится регулярно, могут служить отчеты и записи о результатах мониторинга и измерений. По требованию контрольных (надзорных) органов заявитель, даже если он не является изготовителем, эти записи обязан предоставить.

Требования, предъявляемые к иностранному изготовителю, могут не совпадать с российскими. В таком случае эксперты посоветовали получить экспертное заключение об эквивалентности действующих в стране изготовителя требований нормативных документов и нормативно-правовых актов российским требованиям.

Спикеры также обсудили необходимость урегулирования взаимодействия при передаче органом, чья аккредитация была прекращена, прав и обязанности по проведению инспекционного контроля другому органу по сертификации.

Спикеры отметили, что в таком случае с точки зрения гражданского законодательства правильно было бы заключать трехстороннее соглашение между заявителем и двумя органами по сертификации.

 

Процедура приостановления, возобновления, прекращения действия деклараций о соответствии и сертификатов соответствия и признания их недействительными

Участники свободного микрофона задали экспертам вопросы о том, в какие сроки органы государственного контроля (надзора) принимают решение о приостановлении, возобновлении или прекращении действия декларации о соответствии, признании ее недействительной. Как пояснили эксперты, проект постановления Правительства Российской Федерации “О порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия...” не устанавливает сроки принятия органами государственного контроля (надзора) соответствующего решения. Сроки и порядок принятия решения будут определены в положениях о видах государственного контроля (надзора), которые во исполнение Федерального закона № 248-ФЗ должны подготовить ведомства к 01.07.2021.

Сроки возобновления действия декларации в проекте постановления также не установлены. Но установлено, что национальный орган по аккредитации вносит в единый реестр посредством сервиса регистрации деклараций о соответствии информацию, содержащую сведения о регистрационном номере и дате регистрации декларации о соответствии, дате и регистрационном номере решения о приостановлении действия декларации о соответствии, о чем заявитель уведомляется в электронном виде при помощи функциональных возможностей сервиса регистрации деклараций о соответствии с указанием оснований приостановления действия декларации о соответствии и запросом представления в национальный орган по аккредитации в течение 15 рабочих дней с даты получения запроса дополнительной информации по основаниям, послужившим причиной приостановления действия декларации о соответствии. Срок внесения указанных сведений в реестр составляет 3 рабочих дня с даты принятия такого решения.

Эксперты отметили, что причины приостановления действия разрешительных документов или признания их недействительными должны быть отражены в предписании контрольного (надзорного) органа и во ФГИС Росаккредитации. Эксперты выразили надежду, что проблем с информированием заявителей о результатах контрольно-надзорной деятельности не будет и вся информация будет публиковаться в реестрах.

Восстановление действия декларации о соответствии и сертификата соответствия в случае признания их недействительными в проекте постановления Правительства Российской Федерации “О порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия...” не предусмотрено. Однако, если заявитель не согласен с решением контрольного (надзорного) органа, он вправе подать жалобу в сам контрольный (надзорный) орган. Порядок досудебного обжалования также будет прописан в положениях о видах государственного контроля (надзора).

Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Жалоба на предписание контрольного (надзорного) органа может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания. Если предписание или действие контрольного (надзорного) органа было успешно обжаловано, то можно рассчитывать на отмену предписания или восстановление действия разрешительного документа.

Эксперты также отметили, что признание недействительными разрешительных документов задним числом несет для заявителей материальные убытки и репутационные потери, в том числе риски прекращения участия в проекте “Зеленый коридор”. Если разрешительные документы признаются недействительными, это является сообщением о нарушении обязательных требований и поводом для органа контроля (надзора) инициировать проверку, по результатам которой может быть принято решение о переводе контролируемого лица в наиболее высокую категорию риска.


Другие материалы:

Новые полномочия надзорных органов и неуправляемые риски

Порядок признания недействительными сертификатов и деклараций