Новые полномочия надзорных органов. Постановления вступили в силу

Новые полномочия надзорных органов. Постановления вступили в силу

Отзывы о мероприятии

21 июня 2021 года за исключением отдельных положений вступили в силу постановления Правительства Российской Федерации:

– от 19.06.2021 № 934 “Об утверждении Правил принятия национальным органом по аккредитации решения о признании недействительными документов, выданных аккредитованными испытательными лабораториями в результате их деятельности”;

– от 19.06.2021 № 935 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. № 1856”;

– от 19.06.2021 № 936 “О порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными и порядке приостановления, возобновления и прекращения действия сертификатов соответствия, признания их недействительными”.

Новые постановления подготовлены Правительством Российской Федерации во исполнение изменений в Федеральном законе № 184 “О техническом регулировании”, вступивших в силу также 21 июня 2021 года.

Ранее Академия РОСТЕСТ провела два мероприятия в формате вебинара и свободного микрофона, посвященных обсуждению проектов этих постановлений и ответам на вопросы слушателей:

Новые полномочия надзорных органов. Итоги свободного микрофона;

Новые полномочия надзорных органов и неуправляемые риски.

Согласно постановлению Правительства РФ № 936, сертификаты соответствия и декларации о соответствии будут признаваться недействительными с даты их выдачи/регистрации. С признанием недействительными документов задним числом для бизнеса связаны серьезные неуправляемые риски.

Большие надежды были возложены на смягчение формулировок постановления. Бизнес и мы, конечно, предпринимали большие усилия, но, к сожалению, практически безрезультатно.

Чтобы не оставлять без ответов вопросы, которые волнуют наших клиентов и партнеров, 2 июля Академия РОСТЕСТ провела третье по счету мероприятие по данной теме – “Постановления Правительства РФ об ограничении объема выдаваемых сертификатов, а также о недействительности сертификатов, деклараций и протоколов испытаний задним числом. Какие последствия ожидают бизнес?”. Отвечали на вопросы и комментировали новые нормативные правовые акты генеральный директор АО “РОСТЕСТ” Нина Мощенская и юрисконсульт АО “РОСТЕСТ” Юлия Васильцюн.

Спикеры также остановились на волнующей бизнес теме маркирования продукции знаком обращения и знаком соответствия. 21 июня 2021 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации № 955 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2003 г. № 696”. Постановление касается маркирования продукции, которая попадает в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии (постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 982). Это продукция, на которую пока нет технических регламентов ТС/ЕАЭС и которая подлежит обязательному подтверждению соответствия.

Продукция, соответствие которой подтверждено в порядке, предусмотренном статьей 46 Федерального закона “О техническом регулировании”, маркируется знаком обращения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.11.2003 № 696 “О знаке обращения на рынке” в случае, если сертификат или декларация на данную продукцию оформлены с 21.06.2021.

Если же на продукцию выдан сертификат соответствия или зарегистрирована декларация о соответствии до 20 июня 2021 года, то весь срок действия этих документов продукция может маркироваться знаком соответствия.

Продукция, выпущенная в обращение до окончания сроков действия сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, выданных/принятых до 20 июня 2021 года, маркированная знаком соответствия, может обращаться на рынке в течение срока годности или срока службы, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Изменения в постановлении Правительства Российской Федерации № 1856

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 935, два реестра – реестр деклараций о соответствии и реестр сертификатов соответствия – объединяются.

Порядок формирования и ведения реестра деклараций о соответствии, который был утвержден приказом Минэкономразвития № 478 “Об утверждении Порядка регистрации деклараций о соответствии и Порядка формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений”, перенесен практически без изменений в постановление Правительства Российской Федерации № 1856.

Введен статус разрешительных документов “недействителен”. Этот статус будет отражаться во ФГИС, если контрольным (надзорным) органом будет принято решение о признании разрешительного документа недействительным.

Ожидаемо изменилась формулировка в отношении таможенной декларации на образцы. Официально вместо номера таможенной декларации допускается указывать номер иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, или сведения о причинах, по которым они не оформлялись.

Закреплена электронная форма заявления о регистрации декларации о соответствии. Передавать во ФГИС скан бумажной версии заявления не нужно. Комплект сведений, передаваемых во ФГИС для регистрации декларации о соответствии с электронной цифровой подписью, и будет считаться электронной формой заявления о регистрации декларации о соответствии.

Теперь постановлением Правительства РФ № 1856 определен срок передачи в течение одного рабочего дня сведений о принятии решения о передаче функции по проведению инспекционного контроля по сертификату соответствия иному аккредитованному органу по сертификации. Установлено также, что орган по сертификации, принявший право проведения инспекционного контроля, должен передавать сведения о заключении с заявителем договора о передаче сертификата, выданного на серийную продукцию. Данные положения вступают в силу с 1 августа 2021 года.

Утверждено, что требования о наличии уведомления о начале осуществления деятельности не применяются к заявителям, которые начали осуществлять свою деятельность до включения осуществляемого им вида деятельности в перечень работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых предпринимателем подается уведомление (постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 584).

Установлен порядок принятия декларации о соответствии взамен.

Часть изменений коснулась кодов GTIN и GLN. В новом порядке и при сертификации, и при декларировании GTIN указывается при наличии, по выбору заявителя. Спикеры пояснили, что формулировка “при наличии, по выбору заявителя” означает, что при наличии кода заявитель сам решает, передавать или нет эти сведения органу по сертификации или во ФГИС.

В случае отсутствия GLN вносятся сведения об его отсутствии. Это положение уже вступило в силу 21 июня 2021 года. С 1 сентября 2021 года в случае отсутствия GLN необходимо будет указывать иной индивидуальный идентификатор, позволяющий в автоматическом режиме осуществить идентификацию адреса (адресов) места (мест) осуществления деятельности по изготовлению продукции, из числа включенных в перечень таких идентификаторов, формируемый национальным органом по аккредитации на основе информации, представляемой заявителями, с учетом наличия соглашения с регистрирующим органом (оператором системы), осуществляющим присвоение соответствующих идентификаторов. В случае отсутствия сведений о GLN и ином индивидуальном идентификаторе, позволяющем в автоматическом режиме осуществить идентификацию адреса (адресов) места (мест) осуществления деятельности по изготовлению продукции, указываются определяемые по сигналам Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) географические (геоцентрические) координаты (широта, долгота) места (мест) осуществления деятельности по изготовлению продукции.

Контроль ужесточается. Риски нарушения обязательных требований

Постановление Правительства Российской Федерации № 936 определяет порядок приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии и сертификатов соответствия, признания их недействительными. Новыми полномочиями, помимо органов государственного контроля (надзора), постановление наделяет и Росаккредитацию. Росаккредитация оценивает полноту и корректность сведений, переданных во ФГИС, корректность выбранной схемы оценки соответствия, выявляет случаи нарушения принятия декларации о соответствии первой стороной и случаи выдачи сертификатов соответствия с нарушением обязательных правил проведения оценки соответствия аккредитованным лицом и др. При выявлении нарушений Росаккредитация сможет приостанавливать действие разрешительных документов и признавать их недействительными.

Недействительными сертификаты соответствия и декларации о соответствии будут признаваться не только в случаях критических нарушений требований к продукции, но и при несоблюдении обязательных процедур оценки соответствия, по формальным признакам.

Подробнее об основаниях приостановления действия и признания недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия органами контроля (надзора), определенных постановлением Правительства Российской Федерации № 936, читайте: Порядок признания недействительными сертификатов и деклараций.

Одним из оснований признания сертификатов соответствия и деклараций о соответствии недействительными является принятие Росаккредитацией решения о признании недействительным протокола испытательной лаборатории, послужившего основанием для принятия декларации о соответствии.

Постановление Правительства Российской Федерации № 934 определяет основания для принятия решения о признании недействительными результатов деятельности испытательных лабораторий. Отдельные виды нарушений обязательных требований испытательными лабораториями повлекут признание недействительными всех отчетов и протоколов испытаний, выданных ими с даты последнего подтверждения компетентности или с даты последнего контрольного (надзорного) мероприятия. Подробнее читайте: Недействительные протоколы испытательных лабораторий.

Разрешительные документы, выданные на основании протоколов испытаний, признанных недействительными, также будут признаны недействительными с даты их выдачи/регистрации.

Спикеры отметили: новые законодательные положения смещают акцент с надзора за продукцией, обращающейся на рынке, на надзор за соблюдением обязательных правил и процедур оценки соответствия. И если в мировой практике все начинается с выявления несоответствия продукции и последующего установления причинно-следственных связей, то здесь первичной становится деятельность аккредитованных лиц. Поэтому заявителям следует внимательно подойти к выбору надежных партнеров в оценке соответствия.

Признание недействительными сертификатов соответствия и деклараций о соответствии с даты их выдачи/регистрации несет в себе неуправляемые риски финансовых потерь: отзыв продукции, невозможность реализации остатков товара, невозможность исполнения договоров поставки, потеря контрактов, репутационные потери. С этим также связано повышение для контролируемого лица категории риска, а следовательно, увеличение интенсивности плановых и внеплановых проверок, закрытие участия в программах поддержки добросовестных участников рынка, таких как “Зеленый коридор”.

Новые инструменты регулирования рынка услуг по сертификации

Постановление Правительства Российской Федерации № 1856 дополнено новым разделом, который содержит правила определения предельного объема сертификатов. Как прокомментировала это нововведение Нина Мощенская, установление для органов по сертификации предельного объема сертификатов является, по сути, новым инструментом контроля деятельности аккредитованных лиц и регулирования рынка услуг по сертификации. Изменения также коснутся и заявителей как заказчиков органов по сертификации.

Органы по сертификации должны будут сами определять для себя предельный объем выдаваемых сертификатов, исходя из количества экспертов-аудиторов, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия, в соответствии с политикой, которую должна будет утвердить Росаккредитация. Превышение этого предельного объема будет означать нарушение действующих ограничений и, как следствие, признание недействительными результатов деятельности аккредитованного лица, подчеркнула спикер.

В постановлении определено, что до вступления в силу политики Росаккредитация будет определять предельный объем сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, как среднее количество выданных сертификатов для органа по сертификации с аналогичной областью аккредитации, численным составом работников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия, и технической оснащенностью за период времени (месяц, квартал, полугодие или календарный год). Спикер отметила, что данная формулировка непрозрачна и содержит много неопределенности.

К экспертам-аудиторам, количество которых будет определять возможности органа по сертификации по выдаче сертификатов соответствия, также будут предъявляться дополнительные требования. На стадии обсуждения уведомления находятся проекты постановлений Правительства Российской Федерации “О порядке утверждения компетентности эксперта-аудитора, требованиях к экспертам-аудиторам” и “О порядке формирования и ведения единого реестра экспертов-аудиторов”. Предположительно обязательным для экспертов-аудиторов будет обучение в ФАУ НИА, аттестация в Межведомственном совете национальной инфраструктуры качества с последующим занесением в реестр экспертов-аудиторов Росаккредитации. Попадание в реестр – необходимое условие для того, чтобы орган по сертификации мог наделить полномочиями своего эксперта-аудитора для проведения работ по оценке (подтверждению) соответствия.

Спикер отметила некоторые требования, которые будут предъявляться к экспертам-аудиторам. Например, такие, как опыт работы не менее трех лет в органе по сертификации. Нина Мощенская привела пример из международной практики и обратила внимание на то, что в международной практике оценки соответствия эксперт, работающий в схемах оценки соответствия, предполагающих анализ состояния производства, прежде всего должен иметь опыт работы на предприятии. В новых же требованиях смещается акцент на опыт работы именно в органе по сертификации. Однако очень важно, чтобы эксперт, выезжающий на анализ состояния производства, действительно мог оценить необходимые условия на предприятии, а для этого он должен быть компетентен в вопросах производства конкретной продукции.

О планируемых изменениях мы знали заранее. В РОСТЕСТе работают не только эксперты-аудиторы, отвечающие корректным, с нашей точки зрения, критериям компетентности, но и технические специалисты, которые постепенно повышают свою компетентность, работая под надзором экспертов. Мы также проводим большую работу со стажерами и помогаем молодым специалистам приобретать необходимые практические навыки.

Установление предельного объема выдаваемых сертификатов и оценка Росаккредитацией экспертов-аудиторов значительно скажутся на рынке услуг по оценке соответствия, большая часть которого к новым правилам окажется не готовой.


Фото предоставлено фотобанком "Лори".

Было ли полезно?
(Голосов: 0, Рейтинг: 0)

Написать комментарий