Кто такой комплаенс-специалист и зачем он нужен компании?

Кто такой комплаенс-специалист и зачем он нужен компании?

Отзывы о мероприятии

В условиях постоянной изменчивости регуляторных требований комплаенс становится важной составляющей ведения бизнеса. Все большую востребованность приобретает профессия комплаенс-менеджеров. О том, кто такой комплаенс-менеджер и зачем он нужен компании, в ходе прошедшего 30 сентября прямого эфира от Академии РОСТЕСТ рассказали руководитель службы внутреннего комплаенса АО “РОСТЕСТ” Юлия Васильцюн и заместитель генерального директора по комплаенсу АО “РОСТЕСТ” Ольга Есаулова. Мероприятие прошло в формате “вопрос-ответ”.

Многоликий комплаенс

Под собирательным термином “комплаенс” (от англ. compliance – соответствие) подразумевается система внутреннего контроля, отвечающая за соответствие деятельности организации нормам действующего законодательства, требованиям надзорных органов, требованиям отраслевых стандартов, а также принятым в организации стандартам деловой этики. Комплаенс, изначально появившийся в зарубежной практике корпоративного управления, все чаще применяется и российскими компаниями. В Российской Федерации понятие комплаенса уже присутствует в ряде нормативных правовых документов.

Так, банковское законодательство обязывает банки создавать систему внутреннего контроля и управления комплаенс-рисками. Федеральный закон № 273-ФЗ “О противодействии коррупции” определяет суть антикоррупционного комплаенса. В 2020 году в Федеральном законе № 135-ФЗ “О защите конкуренции” впервые нормативно-правовое закрепление получил антимонопольный комплаенс. Чтобы стимулировать добросовестное выполнение контролируемыми лицами обязательных требований, Федеральный закон № 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” поощряет применение практик комплаенс-менеджмента.

Комплаенс в сфере технического регулирования позволяет обеспечить соблюдение норм действующего национального и наднационального законодательства, стандартов и норм в части обязательных требований к продукции и процессам ее производства, правилам и процедурам оценки (подтверждения) соответствия. Комплаенс позволяет на стадии проектирования продукции обозначить основные требования и контрольные точки, которые в будущем станут основополагающими индикаторами соблюдения обязательных требований.

Чем занимается комплаенс-менеджер

Право ЕАЭС имеет довольно сложную структуру. В работе над его совершенствованием рождаются все новые и новые нормативные документы. На национальном уровне реализуется проект “Регуляторная гильотина”, в связи с чем большое количество нормативных правовых и нормативных актов отменено, заменено новыми, какие-то сферы пока что остаются без нормативного регулирования. В действующих и вновь принятых нормах порой сложно разобраться, некоторые области национального законодательства пока еще непрозрачны.

За последний год в техническом регулировании произошли глобальные изменения:

– изменился подход к надзору за соответствием продукции установленным требованиям;

– в технические регламенты Союза активно имплементируются “новые типовые схемы”, утвержденные решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 апреля 2018 г. № 44;

– появилось большое количество новых требований к аккредитованным лицам и заявителям (импортерам, изготовителям) в части правил оценки соответствия, регистрации деклараций о соответствии и выдачи сертификатов соответствия;

– изменился подход к надзору за деятельностью аккредитованных лиц.

Появились новые понятия: “недействительный сертификат соответствия”, “недействительная декларация о соответствии”. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2021 г. № 936 раскрыта суть этих понятий и определены основания для принятия решений контрольными (надзорными) органами и Росаккредитацией о признании разрешительных документов недействительными. Статус разрешительного документа “недействительный” влечет для бизнеса серьезные последствия. Это не просто прекращение действия сертификата соответствия или декларации о соответствии, это принятие решения о том, что этот документ был выдан/принят незаконно и все процессы, которые проходили, когда он действовал, – ввоз продукции, ее обращение на рынке – незаконные.

В таких условиях необходимо внимательно подойти к соблюдению всех установленных требований к оценке соответствия, структурированию их внутри организации и как минимум разобраться, какие наказания последуют за какими нарушениями.

Чтобы отслеживать все изменения, анализировать их и соответствующим образом применять в организации, нужен специалист, который сможет заниматься этим и у которого будут соответствующие компетенции, чтобы заниматься данным направлением работы.

Комплаенс-менеджер в сфере технического регулирования должен знать правила и процедуры оценки соответствия, знать обязательные требования к продукции и требования национального и наднационального законодательства в области технического регулирования. Комплаенс-менеджером может быть эксперт в области оценки соответствия, который изучит юридическую практику и законодательство в области технического регулирования, или же юрист, изучивший требования к процессам производства продукции и требования технических регламентов.

Основной функционал такого комплаенс-менеджера: предупреждать риски несоответствия продукции установленным требованиям и принимать верные для компании решения, исходя из всей совокупности предъявляемых к компании требований.

Комплаенс-специалист поможет предупредить появление штрафов, санкций и правильно выстроить линию поведения в случае возникновения вопросов у надзорных органов. Так как новое законодательство предусматривает усиление контроля и надзора, данный специалист жизненно необходим бизнесу.

В иностранных государствах уже много лет существует должность “комплаенс-менеджер”. Также в Европе широко распространена должность комплаенс-офицера. Комплаенс-офицеры – это должностные лица контрольных (надзорных) органов, которые осуществляют соответствующие таможенные, налоговые, банковские проверки своих подконтрольных лиц. В рамках, например, Европейского института экспортного комплаенса комплаенс-менеджеры непосредственно взаимодействуют с комплаенс-офицерами в единой информационной системе.

Какие инструменты существуют в помощь комплаенс-менеджеру

Хорошей инициативой является создание реестра обязательных требований, предусмотренного Федеральным законом № 247-ФЗ “Об обязательных требованиях в Российской Федерации”. Но к сожалению, на сегодняшний день реестр разрознен и неудобен для использования.

Таким образом, на сегодняшний день комплаенс-менеджер в сфере оценки соответствия вынужден самостоятельно определять относимость установленных требований к его продукции, формировать собственный реестр обязательных требований или компания может обратиться к компетентной третьей стороне за формированием такого реестра.

Сейчас мы выносим на обсуждение возможность структурирования требований в порядке, который позволил бы по виду продукции и ее коду определять применимые к ней обязательные требования технических регламентов и стандартов.

Однако выявлять применимость требований предполагается уже на стадии оценки соответствия, а не на стадии входного контроля, что было бы правильно.

Подобный инструмент – структурированная система требований на основе кодификации товаров – есть в европейской системе экспортного комплаенса.

Где обучают комплаенс-менеджеров

В России растет интерес к профессии комплаенс-менеджера. В образовательных учреждениях начинают появляться программы обучения по направлениям и отраслям.

Академия РОСТЕСТ также разрабатывает программу обучения комплаенс-менеджеров в сфере технического регулирования. Мы будем рады предложить вам новый курс, как только работа над программой будет завершена.

Какие услуги комплаенса предлагает РОСТЕСТ

РОСТЕСТ предлагает получить услуги комплаенса на аутсорсинге. Мы проводим анализ соблюдения норм с выдачей экспертного заключения о соответствии продукции и связанных с ней процессов обязательным требованиям, а также комплаенс-сертификацию продукции с выдачей сертификата соответствия.

В соответствии с Федеральным законом № 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” в качестве подтверждения добросовестности контролируемого лица предусмотрена независимая оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, проводимая организациями, независимыми от контрольного (надзорного) органа и контролируемого лица, аккредитованными в национальной системе аккредитации в форме органа инспекции.

При подтверждении соблюдения обязательных требований независимый орган инспекции выдает контролируемому лицу заключение о подтверждении соблюдения обязательных требований и информирует контрольные (надзорные) органы о выданных контролируемым лицам заключениях о соответствии в порядке, установленном федеральным законом о виде контроля.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении контролируемого лица в течение срока действия заключения о соответствии не проводятся, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля.

Таким образом, органами контроля (надзора) признаются результаты независимой оценки соблюдения обязательных требований органами инспекции.

Рады сообщить, что РОСТЕСТ аккредитован в качестве органа инспекции. Акт инспекции, протокол инспекции, сертификат о соответствии добровольной системы сертификации или экспертные заключения о соответствии продукции и процессов обязательным требованиям послужат подтверждением добросовестности контролируемого лица, позволят попасть в более низкую категорию риска, минимизировать количество проводимых проверок, профилактических мероприятий.

Заказать услугу комплаенса можно по телефону +7 (495) 150-70-00, электронной почте rostest@rtmsk.ru либо заполнив заявку здесь.

Подробнее о комплаенсе можно узнать по ссылкам:

Опережая время, задавая стандарты;

Комплаенс.


Фото предоставлено фотобанком "Лори".

Было ли полезно?
(Голосов: 0, Рейтинг: 0)

Написать комментарий