Как защитить бренд в условиях параллельного импорта?

Как защитить бренд в условиях параллельного импорта?

Отзывы о мероприятии

В конце марта Правительство Российской Федерации легализовало параллельный импорт, приняв постановление от 29 марта 2022 года № 506 “О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы”. Мера продиктована необходимостью исключить дефицит товаров на рынке и нормализовать бесперебойные поставки запасных частей, материалов и комплектующих к определенным видам продукции. Минпромторг в свою очередь утвердил перечень товаров, разрешенных для параллельного импорта (Приказ Минпромторга РФ от 19 апреля 2022 года № 1532 “Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия”). Перечень содержит не только идентифицирующие характеристики в виде кодов ТН ВЭД и наименования продукции, но и конкретные бренды и товарные знаки.

Возможно ли в условиях параллельного импорта предотвратить репутационные и финансовые потери брендов? Для ответа на этот волнующий бизнес вопрос Академия РОСТЕСТ провела вебинар “Риски, связанные с разрешением параллельного импорта”. Спикеры Нина Мощенская, генеральный директор АО “РОСТЕСТ”, и Юлия Васильцюн, руководитель службы внутреннего комплаенса, акцентировали внимание на проблеме, оценив ее значение для бизнеса, и предложили инструменты, которые могут снизить риски.

Что такое параллельный импорт и как регулируются права на товарный знак в Российской Федерации?

Параллельный импорт означает, что оригинальная продукция может быть поставлена на территорию Российской Федерации без согласия правообладателя.

Оригинальная, или аутентичная, продукция – это продукция, изготовленная физическим лицом или организацией, наделенными соответствующими правами, в том числе на товарный знак.

Товарный знак является инструментом защиты оригинальной продукции. Это охраняемое обозначение (словесное, изобразительное, объемное и другие обозначения или их комбинации), служащее для индивидуализации товаров, в том числе для отличия товаров одного предприятия от однородных товаров другого предприятия, зарегистрированное в установленном порядке и удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

Правоотношения, связанные с исключительными правами на средства индивидуализации, в том числе на товарные знаки, регулируются рядом нормативных правовых документов:

– приложением 26 к Договору о Евразийском экономическом союзе “Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности”;

– Гражданским кодексом Российской Федерации;

– Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ст. 124, 384);

– Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” (ст. 112, 113, глава 57);

– Приказом Федеральной таможенной службы от 28 января 2019 года № 131 “Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности”;

– ГОСТами, определяющими отношения в области интеллектуальной собственности.

Чтобы товарный знак стал охраняемым государством, он должен быть зарегистрирован в Роспатенте и включен в Реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ. Зарегистрированный товарный знак по заявлению его владельца может быть также занесен в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, ведением которого занимается Федеральная таможенная служба. Таможенные органы не выпустят продукцию с нанесенным на нее товарным знаком, внесенным в таможенный реестр, если у декларанта нет прав на использование этого товарного знака.

Таможенные органы до легализации параллельного импорта проводили мероприятия по правовой охране средств индивидуализации в связи с тем, что исчерпание исключительного права на товарный знак наступало, когда импортная продукция вводилась в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия (ст. 1487, п. 6 ст. 1359 Гражданского кодекса РФ). После введения продукции в гражданский оборот на территории России правообладатель уже не мог предъявить претензии за незаконное использование его товарного знака.

С вступлением в силу постановления Правительства РФ № 506 исчерпание исключительного права на товарный знак, изобретение, полезную модель, промышленный образец происходит при вводе в обращение на территории иностранного государства. Таким образом, на территории России допускается ввод в обращение продукции без разрешения правообладателя товарного знака и при ввозе продукции таможенные органы не будут запрашивать такое разрешение.

В условиях, когда параллельный импорт разрешен, значительно возрастают риски появления на рынке поддельной и фальсифицированной, т. е. сопровождаемой заведомо ложными данными о качестве, продукции, замаскированной под параллельный импорт.

Стоит отметить, что и поддельная продукция с незаконным использованием товарных знаков, и фальсифицированная продукция безусловно являются контрафактными.

В условиях параллельного импорта поставщик / импортер / уполномоченное изготовителем лицо оригинальной продукции упускает выгоду и может понести репутационные и финансовые потери при появлении на рынке неоригинальной, поддельной, фальсифицированной продукции под его брендом.

Контрольные (надзорные) органы в случае выявления опасной поддельной или фальсифицированной продукции под брендом поставщика в первую очередь применят санкции к владельцу бренда, и уже владелец будет вынужден доказывать, что продукция, отобранная надзорными органами, не имеет к нему отношения.

Как поставщику защитить свой бренд? Для защиты своих брендов спикеры предложили использовать конкретные инструменты.

Прежде всего, если продукция не включена в перечень, утвержденный приказом Минпромторга, то она защищена от параллельного импорта, поскольку ответственность за незаконное использование товарного знака не отменена. Ст. 1484 Гражданского кодекса РФ гласит, что никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникает вероятность смешения. За незаконное использование товарного знака предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.

Сертификат соответствия vs декларация “с особенностями”

В качестве меры защиты бренда спикеры порекомендовали поставщикам не пользоваться п. 6 приложения 18 постановления Правительства РФ № 353, т. е. не оформлять декларацию “с особенностями”, а обратиться к традиционным формам оценки соответствия, установленным в технических регламентах.

Дело в том, что если на продукцию оформлена декларация “с особенностями”, согласно п. 6 приложения 18 постановления Правительства РФ № 353, то при таможенной очистке таможенный орган запрашивает только регистрационный номер указанной декларации, но не ее оригинал. При этом воспользоваться номером декларации “с особенностями” из реестра деклараций о соответствии во ФГИС, который является открытым, может любое лицо.

Для продукции же, ввозимой в соответствии с документами об оценке соответствия, выданными/принятыми в соответствии с установленными в технических регламентах правилами и процедурами, применяется решение Совета ЕЭК № 130. Согласно ему, использовать разрешительный документ допускается, если декларантом такой продукции является лицо, указанное в таких документах в качестве заявителя при оценке соответствия этой продукции обязательным требованиям, или лицо, уполномоченное заявителем или изготовителем на использование таких документов. Во втором случае таможенным органам должна быть представлена заверенная печатью заявителя или изготовителя копия разрешительного документа. Таким образом, заявитель – правообладатель товарного знака может контролировать, кто и какую продукцию ввозит по его разрешительному документу. Если кто-то попытается ввезти контрафактную, поддельную, фальсифицированную продукцию по этому разрешительному документу, то заявитель узнает об этом, поскольку таможня запросит у него информацию, действительно ли он дал разрешение на использование разрешительного документа. Если таможенным органам не представлены заверенные копии разрешительного документа, таможенный орган вправе запросить у заявителя информацию о его подлинности.

Инспекция продукции на аутентичность как инструмент защиты бренда

Еще один важный инструмент снижения рисков, который может предложить своим заказчикам РОСТЕСТ как аккредитованный в национальной системе аккредитации независимый орган инспекции, – это инспекция продукции на аутентичность.

Инспекция продукции на аутентичность может быть проведена по заявлению правообладателя в случае, если он обнаружил, что в обращении на территории Российской Федерации находится продукция, которая является поддельной или фальсифицированной. Орган инспекции проведет соответствующую проверку, определит, что продукция на рынке действительно неаутентична той, что производит заявитель, и выдаст свое заключение. Правообладатель с таким заключением может обратиться за правовой защитой в суд, Роспотребнадзор, Роспатент, Федеральную антимонопольную службу. И хотя в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 года № 336 установлен мораторий на проведение плановых проверок, внеплановые проверки в отношении лиц, реализующих такую продукцию, контрольные (надзорные) органы вправе провести, поскольку поддельная или фальсифицированная продукция, являясь потенциально опасной, несет угрозу здоровью граждан.

Заявитель также вправе обратиться в орган инспекции для проведения инспекции продукции на аутентичность и в случае, если проверка инициирована в его отношении, например после жалоб потребителя, который приобрел некачественную поддельную продукцию.

Стоит отметить, что оригинальная продукция – это не просто продукция, изготовленная физическим лицом или организацией, наделенными соответствующими правами, в том числе на товарный знак. Это продукция, отвечающая требованиям утвержденной для нее нормативной и технической документации, нормативных правовых документов в области оборота данной продукции, проходящая в течение жизненного цикла техническое обслуживание, ремонт и/или модификации в соответствии с требованиями разработчика, государства-изготовителя либо государства – регистратора изделия и допущенная к дальнейшему применению или эксплуатации уполномоченным лицом или организацией. Поэтому в рамках инспекции продукции проводится не только оценка соответствия продукции критериям аутентичности (для этого применяются различные ГОСТы, например ГОСТ Р 58635-2019), но и проводятся испытания продукции на соответствие утвержденным для нее обязательным требованиям.

Инспекция продукции на аутентичность может проводиться на любой стадии жизненного цикла продукции, в том числе на стадии эксплуатации.

Возможна также инспекция производства, когда проводится оценка возможностей изготовителя по производству аутентичной продукции с выездом на производство. РОСТЕСТ обладает широкой сетью аудиторов и инспекторов за рубежом и может проводить инспекцию производств несмотря на какие-либо ограничения на перемещения.

Подробнее об услуге инспекции можно узнать по тел. +7 (495) 150-70-00, e-mail rostest@rtmsk.ru и через форму обратной связи на нашем сайте.

Фото предоставлено фотобанком "Лори".

Было ли полезно?
(Голосов: 0, Рейтинг: 0)

Написать комментарий