Как сократить количество надзорных проверок? Учимся использовать возможности 248-ФЗ
В июле 2021 года в основной части вступил в силу Федеральный закон “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” от 31.07.2020 № 248-ФЗ.
Контрольные (надзорные) органы при проведении проверок применяют положения данного закона, несмотря на то что реестр обязательных требований (247-ФЗ) должным образом не сформирован, а к категориям риска отнесены не все контролируемые лица.
Мы предлагаем вам не ждать, пока надзорный орган самостоятельно примет решение об отнесении вашей компании к определенной категории риска или безоговорочно соглашаться с решением надзорного органа, а пользоваться теми благами, которые 248-ФЗ предлагает бизнесу.
В соответствии со ст. 23 248-ФЗ контрольный (надзорный) орган для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля относит объекты контроля к категориям риска, при этом определяет критерии риска, которые должны учитывать тяжесть причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и вероятность наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также учитывать добросовестность контролируемых лиц и практику соблюдения обязательных требований в рамках вида контроля.
При определении критериев риска оценка добросовестности контролируемых лиц проводится с учетом в том числе следующих сведений (при их наличии):
– наличие внедренных сертифицированных систем внутреннего контроля в соответствующей сфере деятельности;
– независимая оценка соблюдения обязательных требований органом инспекции;
– добровольная сертификация, подтверждающая повышенный необходимый уровень безопасности охраняемых законом ценностей.
В соответствии с п. 6 ст. 24 248-ФЗ контролируемое лицо вправе подать в контрольный (надзорный) орган заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности либо категории риска принадлежащих ему (используемых им) иных объектов контроля в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.
Таким образом, контролируемое лицо вправе самостоятельно получить документы, свидетельствующие о его добросовестности, о низком уровне потенциального ущерба, который может быть причинен охраняемым законом ценностям, и направить в контрольный (надзорный) орган комплект документов с заявлением об изменении категории риска контролируемого лица на более низкую.
Следует отметить, что и без изменения категории риска возможно сокращение количества проверок.
В соответствии со статьей 54 Федерального закона от 31.07.2020 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” в качестве подтверждения добросовестности контролируемого лица предусмотрена независимая оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, проводимая организациями, независимыми от контрольного (надзорного) органа и контролируемого лица, аккредитованными в национальной системе аккредитации в форме органа инспекции.
При подтверждении соблюдения обязательных требований независимый орган инспекции выдает контролируемому лицу заключение о подтверждении соблюдения обязательных требований и информирует контрольные (надзорные) органы о выданных контролируемым лицам заключениях о соответствии в порядке, установленном федеральным законом о виде контроля.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении контролируемого лица в течение срока действия заключения о соответствии не проводятся.
С 01.03.2022 органы инспекции в соответствии с Приказом Росаккредитации №222 от 12.11.2021 “Об утверждении порядка формирования и ведения реестра заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований” будут вносить заключения о соответствии, выданные контролируемым лицам, в реестр заключений о соответствии.
Формирование и ведение реестра заключений будет осуществляться Росаккредитацией.
В реестр заключений о соответствии обязательным требованиям необходимо будет вносить следующие сведения и электронные образы (скан-копии) документов:
– дата и номер заключения о соответствии с приложением электронного образа (скан-копии) документа;
– наименование, местонахождение и уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц независимого органа инспекции, выдавшего заключение о соответствии;
– сведения о контролируемом лице, включающие в себя:
— для юридического лица: полное наименование контролируемого лица, адрес местонахождения, фамилию, имя и отчество (при наличии) руководителя (уполномоченного представителя) юридического лица, а также идентификационный номер налогоплательщика;
— для физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя: фамилию, имя и отчество (при наличии) контролируемого лица, адрес регистрации по месту жительства (месту пребывания), а также идентификационный номер налогоплательщика;
– сведения о виде государственного контроля (надзора), в рамках которого проводилась независимая оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.
Сведения о заключениях о соответствии будут открытыми для органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, за исключением части сведений, составляющих охраняемую законом тайну.
Таким образом, Федеральный закон “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” действительно дает возможность бизнесу за счет независимой оценки соблюдения обязательных требований третьей стороной снизить объем и интенсивность проверок контрольных (надзорных) органов и повысить уровень доверия к деятельности контролируемого лица.
Фото предоставлено фотобанком "Лори".