Как объективно оценить компетентность органа по сертификации

Как объективно оценить компетентность органа по сертификации

Основной критерий при оценке компетентности органа по сертификации – компетентность оценщиков (экспертов по сертификации (экспертов-аудиторов)). Компетентность – одно из ключевых требований стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 “Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг”, ключевое требование критериев аккредитации для работы в обязательной сфере, ключевой критерий включения в Единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, установленный в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 5 декабря 2018 года № 100 “О Порядке включения аккредитованных органов по оценке соответствия (в том числе органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров)) в Единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, а также его формирования и ведения” и Постановлении Правительства РФ от 21 сентября 2019 года № 1236 “О порядке и основаниях принятия национальным органом по аккредитации решений о включении аккредитованных лиц в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза и об их исключении из него”.

Компетентность работников органа по сертификации (экспертов по сертификации (экспертов-аудиторов)) оценивается:

– при аккредитации заявителей;

– при расширении области аккредитации;

– при подтверждении компетентности аккредитованных лиц;

– при внеплановых проверках со стороны надзорного органа за деятельностью аккредитованных лиц;

– при принятии решения о возможности работы аккредитованного лица в области обязательной оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям права Евразийского экономического союза Межведомственным советом национальной инфраструктуры качества и о включении в Единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза Росаккредитации.

Прозрачность оценки компетентности, обеспечивающая обоснованность и сопоставимость результатов оценки компетентности экспертов органа по сертификации, напрямую зависит от корректности и прозрачности критериев оценки компетентности. В действующем законодательстве критерии сформулированы в форме квалификационных требований к образованию и профессиональному опыту. Критерии аккредитации, утвержденные Приказом Минэкономразвития от 26 октября 2020 года № 707 “Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации”, устанавливают следующие критерии компетентности работников органа по сертификации:

– высшее образование, либо среднее профессиональное образование, либо дополнительное профессиональное образование или ученая степень по специальности и (или) направлению подготовки, соответствующим той части области аккредитации, в рамках которой работник участвует в выполнении работ по подтверждению соответствия;

– опыт работы по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, в аккредитованных в национальной системе аккредитации органах по сертификации продукции не менее трех лет.

Критерии должны быть дополнены знаниями и навыками, которые должны быть продемонстрированы на практике. Стандарт ГОСТ ISO/IEC 17000-2012 “Оценка соответствия. Словарь и общие принципы” в отношении определения термина “компетентность” отсылает (Приложение В “Смежные термины, определенные в других документах”, п. В.2 “Термины, определенные в стандартах ИСО/МЭК, не входящих в серию 17000”) к стандарту ISO 9000 (ГОСТ Р ИСО 9000) “Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь”: “п. 3.10.4 компетентность (competence): способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов”.

Стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 “Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг” требует, чтобы орган по сертификации результативно управлял компетентностью персонала, участвующего в процессе оценки соответствия.

Орган по сертификации должен разрабатывать и обеспечивать функционирование в работоспособном состоянии документированной процедуры управления компетентностью персонала, участвующего в процессе сертификации.

Процедура обязательно должна включать такие процессы, как:

– определение критериев компетентности персонала для выполнения каждой функции, помимо использования требований схемы;

– установление потребности в обучении и при необходимости разработка учебных программ по всем процессам, требованиям, методологиям, видам деятельности и другим соответствующим требованиям схемы сертификации;

– подтверждение наличия у персонала необходимой компетентности в рамках должностных обязанностей и ответственности (оценка компетентности непосредственно в органе по сертификации путем наблюдения за деятельностью, оценки результатов деятельности и иных форм оценки);

– официальное уполномочивание персонала выполнять определенные функции;

– мониторинг деятельности персонала.

К сожалению, оценка компетентности с использованием доказательств, косвенно свидетельствующих о наличии необходимых знаний и навыков (диплом об образовании, запись в трудовой книжке о профессиональной деятельности), но без оценки таковых на практике не позволяет получить достоверный результат, которому можно доверять. Наиболее объективной формой оценки является наблюдение за деятельностью (свидетельский аудит для схем сертификации продукции серийного выпуска), далее – анализ и собеседование по результатам оценки соответствия (собеседование по делу сертификата). В настоящее время эксперты по аккредитации не применяют такой инструмент, как свидетельский аудит: наблюдение за деятельностью выпадает из программы оценки заявителя/аккредитованного лица, туда включается собеседование по сертификационным делам, которое заменяется на собеседование по деловым играм (модель процедуры сертификации) при отсутствии реальных результатов деятельности.

Кроме того, в действующих нормативных правовых актах формулировка критериев компетентности работников органа позволяет трактовать их исполнение (достижение) органами по сертификации и аккредитующим органом различным образом, вплоть до предъявления несопоставимых требований со стороны различных экспертов по аккредитации.

Например, специальность и (или) направление подготовки, соответствующие той части области аккредитации, в рамках которой работник участвует в выполнении работ по подтверждению соответствия, может трактоваться как полное соответствие описанию объектов оценки и нормативных правовых актов, устанавливающих требования к объектам оценки, в области аккредитации и документе об образовании; подобная абсурдная ситуация возникает с трактовкой требования об опыте работы по подтверждению соответствия в органе по сертификации не менее трех лет.

Основой компетентности эксперта по сертификации (эксперта-аудитора) должны быть знания в области технологии проектирования и производства продукции, в качестве дополнительных знаний, которые можно приобрести в формате повышения квалификации:

– понимание основ разработки и применения стандартов, а также проведения оценки соответствия первой и третьей стороной;

– навыки проектирования и производства продукции (в Евросоюзе эксперт, не имеющий опыта деятельности на производственном предприятии соответствующего профиля, не может быть назначен органом по сертификации для проведения оценки соответствия в форме аудита и инспекции – аналог анализа состояния производства в серийных схемах ЕАЭС);

– навык проведения определенного количества аудитов/инспекций.

В связи с изменениями в № 184-ФЗ (от 22 декабря 2020 года № 460-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О техническом регулировании” и Федеральный закон “О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”) мы ожидаем усугубления проблемы, так как вводится обязательное подтверждение компетентности экспертов-аудиторов. Мы имеем обоснованные основания предполагать, что обязательное подтверждение компетентности экспертов-аудиторов будет проводиться сторонней организацией (аккредитованными органами по сертификации персонала).

Компетентность экспертов-аудиторов должна оцениваться в органе по сертификации при непосредственном наблюдении за их деятельностью. Подтверждение компетентности экспертов-аудиторов третьей стороной равно подтверждению компетентности аккредитованного лица и должно проводиться органом по аккредитации.

При установлении Правительством Российской Федерации критериев компетентности экспертов-аудиторов необходимо выражать их в формате конкретных знаний и навыков, а также личных качеств; а при установлении порядка подтверждения соответствия экспертов-аудиторов не допустить подмены оценки компетентности при наблюдении за деятельностью в органе по сертификации продукции (наблюдательный и свидетельский аудит) на подтверждение компетентности в аккредитованных органах по сертификации персонала (экзамен, собеседование, деловая игра), что противоречит международной практике и принципу транспарентности, обеспечивающему доверие к результатам оценки.


Фото предоставлено фотобанком "Лори".

Было ли полезно?
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

Написать комментарий