Инструменты снижения риска признания недействительными сертификатов и деклараций

Инструменты снижения риска признания недействительными сертификатов и деклараций

Важное изменение в сфере технического регулирования, произошедшее в 2021 году, — получение надзорными органами полномочий приостанавливать, прекращать действие и признавать недействительными декларации о соответствии и сертификаты соответствия. Новые полномочия контрольных (надзорных) органов были закреплены Федеральным законом 22 декабря 2020 года № 460-ФЗ, внесшим изменения в Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ “О техническом регулировании”, и затем детализированы в постановлении Правительства РФ от 19 июня 2021 года № 936 и постановлении Правительства РФ от 19 июня 2021 года № 934.

На протяжении многих наших мероприятий мы подробно обсуждали эти нормативные (правовые) акты, акцентировали зоны рисков, отвечали на вопросы слушателей. Спустя несколько месяцев после вступления в силу нововведений на рынке появились конкретные примеры признания недействительными разрешительных документов и первые результаты контроля за рынком и деятельностью аккредитованных лиц. Чтобы еще раз обозначить существующие риски и рассказать заявителям, как предотвратить развитие негативной ситуации, 21 декабря Академия РОСТЕСТ провела мероприятие в формате “прямой эфир” “Инструменты снижения риска признания недействительными сертификатов/деклараций: независимый аудит разрешительных документов и поставщиков услуг сертификации”. Спикерами мероприятия стали генеральный директор АО “РОСТЕСТ” Нина Мощенская и руководитель службы внутреннего комплаенса АО “РОСТЕСТ” Юлия Васильцюн.

Немного статистики

Первые результаты контроля за деятельностью аккредитованных лиц представили нерадужную картину: по данным ФГИС, Росаккредитацией признаны недействительными 1366 сертификатов соответствия, приостановлено действие 26 547 сертификатов соответствия (по состоянию на 21.12.21). Основная причина в обоих случаях — отсутствие во ФГИС Росаккредитации сведений об инспекционном контроле.

Напомним, что в соответствии с новой редакцией Федерального закона № 184-ФЗ, вступившей в силу 21.06.2021, и новой редакцией Постановления Правительства РФ от 18.11.2020 № 1856 “О порядке формирования и ведения реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии” передача сведений о проведении инспекционного контроля по сертификатам соответствия, выданным на серийно выпускаемую продукцию, обязательна. 19 сентября 2021 года истек срок, в который, согласно все тем же изменениям в № 184-ФЗ, органы по сертификации должны были внести во ФГИС Росаккредитации информацию о результатах инспекционного контроля по выданным сертификатам соответствия. Стоит отметить, что пока форматно-логический контроль еще не заработал в полную меру и на сегодня приостанавливается действие и признаются недействительными сертификаты соответствия, выданные органами по сертификации, чья аккредитация была прекращена или сокращена ее область, и во ФГИС отсутствуют сведения о том, что данные сертификаты соответствия были переданы другому органу, и по ним не переданы сведения о прохождении инспекционного контроля.

Поэтому действие сертификата соответствия сначала приостанавливается, заявителю отправляется уведомление с просьбой предоставить в течение 15 рабочих дней сведения о прохождении инспекционного контроля. Если заявитель не может предоставить такие сведения, то сертификату уже будет присвоен статус “недействителен”.

Спикеры напомнили о том, что в случае прекращения действия аккредитации или сокращения области аккредитации инспекционный контроль по действующим сертификатам соответствия на серийно выпускаемую продукцию проводить все так же необходимо.

Необходимость передачи функций по проведению инспекционного контроля органом, прекратившим свою деятельность в качестве органа по сертификации или область аккредитации которого была сокращена в соответствующей части, другому аккредитованному органу по сертификации была четко определена в изменениях к № 184-ФЗ. Передать функции можно на основании трехстороннего договора о передаче сертификата соответствия с заявителем и аккредитованным в национальной системе аккредитации органом по сертификации с действующей на момент передачи сертификата соответствия областью аккредитации. Оба органа по сертификации (как передавший функции по проведению инспекционного контроля, так и получивший их) должны предоставить сведения о заключенном договоре во ФГИС Росаккредитации. Это определено соответствующими положениями постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. № 1856 и приказа Минэкономразвития России от 24 октября 2020 г. № 704. Возможность передачи функции по проведению инспекционного контроля существовала и до внесения изменений в № 184-ФЗ и упоминалась в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2019 года № 1236.

Что касается деклараций о соответствии, Росаккредитацией приостановлено действие 742 деклараций о соответствии. Две декларации о соответствии были признаны недействительными Роспотребнадзором в связи с выявлением несоответствующей продукции на рынке (по состоянию на 21.12.21). Стоит отметить, что статус “недействителен” был присвоен этим декларациям о соответствии в едином реестре непосредственно самим Роспотребнадзором. Возможность отражать свои решения о приостановлении, прекращении действия или признании недействительными разрешительных документов в едином реестре у Роспотребнадзора и других контрольных (надзорных) органов появилась 1 декабря 2021 года.

Очевидно, что это только начало и со временем число разрешительных документов, признанных недействительными, будет только расти.

Обратите внимание, что статус “недействителен” гораздо страшнее статуса “прекращен”, поскольку недействительными декларация или сертификат признаются с даты их регистрации/выдачи. Это как если бы разрешительного документа и вовсе не существовало, и ввоз и реализация продукции за все время действия такого документа были незаконными.

Инструменты снижения рисков

На наших мероприятиях мы регулярно рассказываем об инструментах снижения рисков признания недействительными разрешительных документов и инструментах снижения количества надзорных проверок. Такие инструменты хорошо описаны в новом Федеральном законе № 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”. Закон вступил в силу 1 июля 2021 года и уже применяется контрольными (надзорными) органами при планировании и проведении проверок контролируемых лиц. Согласно № 248-ФЗ, при отнесении контролируемого лица к категории риска учитывается его добросовестность, т. е. соблюдение им всех обязательных требований. Оценивая добросовестность контролируемого лица, контрольные (надзорные) органы принимают во внимание в том числе:

– наличие в организации сертифицированных систем внутреннего контроля;

– прохождение организацией независимой оценки соблюдения обязательных требований;

– прохождение добровольной сертификации, подтверждающей повышенный уровень безопасности охраняемых законом ценностей.

Системой внутреннего контроля может стать система менеджмента качества, а также система комплаенс-менеджмента (система управления рисками нарушения обязательных требований). Комплаенс-менеджмент позволяет структурировать обязательные требования к продукции и процессам, связанным с ее производством, реализацией, перевозкой, хранением, утилизацией, и идентифицировать риски их несоблюдения. В условиях, когда заявитель вынужден нести ответственность за деятельность аккредитованных лиц, к которым он обращается за получением разрешительных документов, комплаенс-менеджмент обязательно должен включать в том числе мониторинг деятельности поставщиков этих услуг: органов по сертификации и испытательных лабораторий.

Пошаговый алгоритм и руководящие указания по выстраиванию системы комплаенс-менеджмента содержит международный стандарт ISO 37201:2021 “Системы комплаенс-менеджмента. Требования и руководство по применению”. Стандарт заменил действовавший ранее стандарт ISO 19600:2014 “Системы комплаенс-менеджмента. Руководящие указания”. Структура нового стандарта ISO 37201:2021 принципиально не отличается от структуры ISO 19600:2014, однако в новой версии акцент сделан на внедрение этической комплаенс-культуры. В нем также отражена более понятная информация о разработке комплаенс-программ.

Независимой оценке соблюдения обязательных требований в № 248-ФЗ посвящена отдельная статья (статья 54). В ней определено, что независимая оценка соблюдения обязательных требований проводится организациями, независимыми от контрольного (надзорного) органа и контролируемого лица. Такие организации должны быть аккредитованы в национальной системе аккредитации в форме органа инспекции, и область их аккредитации обязательно должна включать обязательные требования, о соблюдении которых он выдает заключение.

Напомним, что в конце сентября 2021 года АО “РОСТЕСТ” было аккредитовано Федеральной службой по аккредитации в национальной системе аккредитации в качестве органа инспекции типа А, и мы можем выдавать отчет о соответствии объекта инспекции обязательным требованиям, который будет содержать в себе комплексную оценку/анализ продукции, производства, технологических процессов, технической документации, производственных мощностей и т. д.

Спикеры напомнили, что в соответствии с приказом Минэкономразвития от 24 октября 2020 года № 704 с 01.12.2021 органы по сертификации систем менеджмента и органы по сертификации в добровольной сертификации, органы инспекции обязаны передавать сведения о результатах своей деятельности (сведения о выданных сертификатах соответствия, актах (протоколах)) во ФГИС Росаккредитации.

Сведения о сертификатах, выданных органами по сертификации в рамках работ по добровольному подтверждению соответствия, а также результаты деятельности органов инспекции будут отражены во ФГИС Росаккредитации. Таким образом для контрольных (надзорных) органов станет доступна информация о независимой оценке обязательных требований и добровольной сертификации. Сведения о выданных заключениях о подтверждении соблюдения обязательных требований будут заноситься в отдельный реестр. Порядок его формирования и ведения утвержден приказом Минэкономразвития от 12 ноября 2021 года № 222. Приказ вступит в силу 1 марта 2022 года.

Комплаенс-менеджмент, добровольная сертификация, независимая оценка соблюдения обязательных требований — важные инструменты минимизации рисков, позволяющие повысить доверие со стороны контрольных (надзорных) органов и сократить интенсивность проверок с их стороны.

Мы будем и дальше делиться с вами актуальной информацией о происходящих изменениях и, следуя нашему девизу “Опережая время, задавая стандарты”, продолжим рассказывать о современных инструментах управления рисками в сфере обязательных требований. Участвуйте в наших мероприятиях, читайте статьи на сайте.

Подробнее об услуге комплаенса, предоставляемой РОСТЕСТом, можно узнать на нашем сайте.


Фото предоставлено фотобанком "Лори".

Было ли полезно?
(Голосов: 0, Рейтинг: 0)

Написать комментарий