Инспекция аутентичности продукции — как распознать контрафакт. Кейсы успешных компаний
Академия РОСТЕСТ, продолжая освещать актуальные темы и делиться своим опытом и опытом клиентов, провела 20 июля мероприятие, посвященное актуальному в условиях параллельного импорта вопросу — инспекции аутентичности продукции.
Ольга Викторовна Шкляр, руководитель Академии РОСТЕСТ, и Юлия Петровна Васильцюн, руководитель службы внутреннего комплаенса, ответили на интересующие представителей бизнеса вопросы, познакомили аудиторию с универсальными инструментами для бизнеса, а также опытом крупных компаний в части применения инструментов защиты бренда и подтверждения аутентичности продукции.
Что такое аутентичная продукция? Почему и когда это понятие стало настолько актуальным?
Как сообщает Юлия Васильцюн, первый документ, который фактически открыл дорогу параллельному импорту — федеральный закон от 08 марта 2022 года № 46-ФЗ (ред. от 14 июля 2022 года) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", — был разработан с учетом вводимых санкций и предоставлял новые полномочия Правительству РФ "отменять требования Гражданского кодекса в отношении определенных групп продукции либо деятельности".
Во исполнение этого закона было опубликовано постановление от 29 марта 2022 года № 506"О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы".
Это постановление фактически позволило ввозить продукцию без разрешения правообладателя в соответствии с утвержденным Минпромторгом перечнем товаров (приказ Минпромторга России от 19 апреля 2022 года № 1532 (ред. от 03 июня 2022 года) "Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия").
Самый "свежий" федеральный закон, который отменяет ответственность за параллельный импорт и позволяет импортеру не беспокоиться о согласии правообладателя на ввоз продукции, — это федеральный закон от 28 июня 2022 года № 204-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Собственно, понятие "параллельный импорт" в нормативных правовых актах отсутствует. В них присутствует термин "исчерпание исключительного права на средство индивидуализации", — уточняет эксперт. Сейчас продукция вводится в обращение на территории РФ без разрешения правообладателя, т. е. исчерпание исключительного права происходит за границей РФ. В результате правообладатель не получает практически никакой правовой защиты.
Далее спикеры затронули тему важности определений и понятий. Что такое аутентичная продукция, контрафакт, фальсификат, подделка? Все эти определения, по словам спикеров, можно найти в ГОСТах серии 5857, а также в ГОСТ Р 58 800—2020 "Интеллектуальная собственность. Использование товарного знака", ГОСТ Р 57880—2017 "Система защиты от фальсификаций и контрафакта. Термины и определения" и ГОСТ Р 58789—2019 "Система защиты от фальсификаций и контрафакта. Порядок проведения инспекции при контроле аутентичности продукции".
Юлия Васильцюн: "В вопросах, связанных с параллельным импортом, мы в равной степени руководствуемся и национальными стандартами, и законодательством. С 2018 по 2020 год Росстандарт принял достаточно много ГОСТов, касающихся интеллектуальной собственности, и в них неоднократно встречается определение аутентичности".
Аутентичной считается продукция, которая производится правообладателем, распространяется уполномоченным лицом (дистрибьютором), проходит в течение всего жизненного цикла обслуживание, ремонт, модификацию в соответствии с требованиями разработчика, и главное, соответствует предъявляемым к ней требованиям.
Особое внимание здесь необходимо обратить на то, что аутентичной может быть только продукция, соответствующая предъявляемым к ней требованиям (требованиям технических условий, технических регламентов и т. д.).
Также эксперт отметил, что абсолютно точно из понятия аутентичности вытекает риск того, что даже оригинальная продукция, вводимая в обращение посредством параллельного импорта, с большой долей вероятности не будет сопровождаться гарантией (на обслуживание, ремонт).
Какие риски подстерегают владельцев бизнеса в текущих условиях?
1. Недобросовестная конкуренция — поставки продукции (даже оригинальной) неофициальными дистрибьюторами по более низким ценам.
2. Увеличение объема импортной продукции на рынке РФ (опасность для отечественного производителя).
3. Отсутствие дополнительных услуг (сервиса, гарантийного обслуживания). Закон о защите прав потребителей обязует импортера обеспечить наличие запчастей и комплектующих, а также гарантийное обслуживание. "В условиях параллельного импорта это реализовать крайне сложно", — отметила Юлия.
4. Репутационные потери бренда, которые могут возникнуть при реализации недобросовестными хозяйствующими субъектами фальсифицированной продукции, не соответствующей установленным требованиям.
Для правообладателя одним из самых действенных способов защиты собственного бренда от фальсификата является сертификация в РОСТЕСТе. "Мы как орган по сертификации всегда отвечаем на запросы Федеральной таможенной службы и внимательно относимся к работе с правообладателями. Таким образом, с нашей помощью вы можете контролировать, кто и с какими разрешительными документами импортирует вашу продукцию. Кроме того, правообладатель может самостоятельно, без запроса Федеральной таможенной службы, направить в эту инстанцию список утвержденных декларантов и импортеров", — утверждает Юлия Васильцюн.
После получения разрешительных документов заявитель формировал список импортеров, которым была выдана доверенность, — такой порядок был возможен до вступления в силу решения Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2021 года № 130"О Порядке ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории Евразийского экономического союза".
Сегодня правообладатель может получать разрешительные документы не по упрощенной схеме (только по декларации), а с сертификатом соответствия и заявлением в Федеральную таможенную службу об ограничении круга лиц, которые могут им воспользоваться.
"Даже если продукция оригинальная, несанкционированный импортер может нарушить условия транспортировки и хранения продукции, нанесения маркировки, допустить иные грубые нарушения. В данном случае вы также можете получить заключение органов инспекции и после обратиться в контрольные (надзорные) органы", — утверждает Юлия Васильцюн.
Сейчас правообладатель, который стремится ограничить нежелательный импорт своей продукции, может идти за защитой своих прав и в Роспатент, и в суд.
Реестр признанных поставщиков аутентичной продукции
Важным и ценным инструментом для бизнеса является Реестр признанных поставщиков и аутентичной продукции (ЕРП). Этот реестр содержит сведения о поставщиках, аккредитованных в международных органах систем оценки, которые признаются всеми странами-участницами. Речь идет о системах оценки МЭКСЭ/IECEE, МЭКЕх/IECEx, МЭК ЭК/IECQ, а также оценки независимых органов инспекции.
"В этот реестр будут вноситься все сведения об оценке, испытаниях и т. д., и всю эту информацию можно будет найти на сайте Росстандарта. Этот ресурс является источником проверенной информации о поставщиках материалов, комплектующих, готовой оригинальной продукции, и для импортера владение этой информацией будет являться очень большим преимуществом при выборе той или иной продукции", — отметила спикер.
Сведения, которые находятся в этом реестре, смогут помочь при подтверждении соблюдения обязательных требований в соответствии с ФЗ-248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Также спикер рассказала о кейсах крупных компаний в части применения инструментов защиты бренда, подтверждения аутентичности продукции. По ее словам, уже накоплена обширная практика применения инструментов подтверждения аутентичности продукции, но она регулярно пополняется новыми кейсами.
Во многих компаниях организована система прослеживаемости продукции внутри организации, то есть использование серийных номеров, номеров партий и т. д. Но эта информация в большинстве случаев остается недоступной для потребителя. Однако, как отмечает Юлия, некоторые клиенты РОСТЕСТа реализовали прослеживаемость продукции вне компании и сделали возможной проверку оригинальности своей продукции по горячей линии либо по запросу на сайте компании — официального дистрибьютора.
То же самое происходит с отслеживанием цепочек поставки — очень многие клиенты заказывают предотгрузочную инспекцию, которая показывает движение продукции от производителя к импортеру. На этапе инспекции происходит проверка, маркировка, в некоторых случаях установка датчиков (например, для отслеживания соблюдения условий хранения и транспортировки).
Некоторые системы менеджмента обеспечивают прослеживаемость продукции до конечного потребителя/пользователя с помощью чек-листов. При проведении проверки орган инспекции по предоставленной правообладателем информации проверяет всю цепочку поставки, что позволяет пресекать реализацию контрафактной продукции под видом оригинальной. При этом обеспечивается прозрачность проверок за счет секретности сообщаемой инспектору информации.
При поиске новых партнеров инспекция производства позволяет выявить недобросовестных поставщиков, которые сообщают заведомо ложные сведения о местонахождении, производственных мощностях, об объемах и качестве выпускаемой продукции, наличии разрешительной документации и т. д.
Инспекция продукции проводится также в случае сомнений правообладателя или иных заинтересованных лиц в аутентичности поступающей на рынок продукции. Проверяющий орган производит отбор образцов, проводит испытания и инспекцию продукции, по результатам которой делает заключение о соответствии или несоответствии продукции заданным требованиям и критериям.
Фото предоставлено фотобанком "Лори".