Гармонизация законодательств государств-членов ЕАЭС в сфере государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов ЕАЭС

Гармонизация законодательств государств-членов ЕАЭС в сфере государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов ЕАЭС

Государствами – членами Евразийского экономического союза подписано Соглашение о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза в целях гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в указанной сфере (далее – Соглашение).

Соглашением установлены следующие принципы осуществления государственного контроля (надзора):

– презумпция добросовестности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

– гласность деятельности органов государственного контроля (надзора);

– обеспечение защиты прав потребителей;

– системность проведения государственного контроля (надзора);

– профессионализм и компетентность должностных лиц органов государственного контроля (надзора);

– соблюдение прав и законных интересов проверяемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

– соблюдение законности при назначении и проведении мероприятий по государственному контролю (надзору), вынесении решений по их результатам;

– независимость органов государственного контроля (надзора) от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей (в том числе потребителей);

– недопустимость совмещения одним органом государства-члена полномочий по государственному контролю (надзору) с полномочиями по аккредитации, за исключением осуществления органом по аккредитации государства-члена контроля за деятельностью аккредитованных органов по оценке соответствия государств-членов (в том числе органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров));

– объективность и беспристрастность должностных лиц органов государственного контроля (надзора);

– государственное финансирование деятельности органов государственного контроля (надзора);

– приоритетность предупреждения правонарушения перед наказанием (за исключением случаев, когда непринятие мер по выявлению и пресечению распространения продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Союза, может привести к причинению вреда жизни и (или) здоровью человека, жизни и (или) здоровью животных и растений, вреда окружающей среде);

– оценка риска нарушения требований, установленных техническими регламентами Союза;

– недопустимость проведения в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя проверок исполнения одних и тех же обязательных требований, установленных техническими регламентами Союза, несколькими органами государственного контроля (надзора) государства-члена.

Также документом закреплен уже знакомый нам риск-ориентированный подход, предусматривающий осуществление государственного контроля (надзора) на основе оценки риска нарушения требований.

Предполагается, что государственный контроль (надзор) должен будет осуществляться на основе анализа и прогнозирования исполнения требований технических регламентов Союза, которые будут включать в себя изучение и обобщение сведений о заявителях, исследованиях и испытаниях, информации, полученной по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, информации о продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Союза.

Соглашением определяются основы взаимодействия органов государственного контроля (надзора) и иных органов государств – членов Союза (в том числе уполномоченных в соответствии с законодательством государства-члена на проведение аккредитации), в том числе путем систематического обмена информацией.

Соглашение вступит в силу по истечении 30 календарных дней с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Соглашения в силу.

Со стороны Российской Федерации практически все внутригосударственные процедуры выполнены: с 1 июня 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”, ведомствами готовятся положения о видах государственного контроля (надзора).


Фото предоставлено фотобанком "Лори".

Было ли полезно?
(Голосов: 0, Рейтинг: 0)

Написать комментарий