Гармонизация законодательств государств-членов ЕАЭС в сфере государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов ЕАЭС
Государствами – членами Евразийского экономического союза подписано
Соглашением установлены следующие принципы осуществления государственного контроля (надзора):
– презумпция добросовестности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
– гласность деятельности органов государственного контроля (надзора);
– обеспечение защиты прав потребителей;
– системность проведения государственного контроля (надзора);
– профессионализм и компетентность должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
– соблюдение прав и законных интересов проверяемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
– соблюдение законности при назначении и проведении мероприятий по государственному контролю (надзору), вынесении решений по их результатам;
– независимость органов государственного контроля (надзора) от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей (в том числе потребителей);
– недопустимость совмещения одним органом государства-члена полномочий по государственному контролю (надзору) с полномочиями по аккредитации, за исключением осуществления органом по аккредитации государства-члена контроля за деятельностью аккредитованных органов по оценке соответствия государств-членов (в том числе органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров));
– объективность и беспристрастность должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
– государственное финансирование деятельности органов государственного контроля (надзора);
– приоритетность предупреждения правонарушения перед наказанием (за исключением случаев, когда непринятие мер по выявлению и пресечению распространения продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Союза, может привести к причинению вреда жизни и (или) здоровью человека, жизни и (или) здоровью животных и растений, вреда окружающей среде);
– оценка риска нарушения требований, установленных техническими регламентами Союза;
– недопустимость проведения в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя проверок исполнения одних и тех же обязательных требований, установленных техническими регламентами Союза, несколькими органами государственного контроля (надзора) государства-члена.
Также документом закреплен уже знакомый нам риск-ориентированный подход, предусматривающий осуществление государственного контроля (надзора) на основе оценки риска нарушения требований.
Предполагается, что государственный контроль (надзор) должен будет осуществляться на основе анализа и прогнозирования исполнения требований технических регламентов Союза, которые будут включать в себя изучение и обобщение сведений о заявителях, исследованиях и испытаниях, информации, полученной по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, информации о продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Союза.
Соглашением определяются основы взаимодействия органов государственного контроля (надзора) и иных органов государств – членов Союза (в том числе уполномоченных в соответствии с законодательством государства-члена на проведение аккредитации), в том числе путем систематического обмена информацией.
Соглашение вступит в силу по истечении 30 календарных дней с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Соглашения в силу.
Со стороны Российской Федерации практически все внутригосударственные процедуры выполнены: с 1 июня 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”, ведомствами готовятся положения о видах государственного контроля (надзора).
Фото предоставлено фотобанком "Лори".