Государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль в Российской Федерации

Государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль в Российской Федерации

Федеральный закон № 248-ФЗ о госконтроле принят в целях осуществления (регулирования) деятельности контрольных (надзорных) органов, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, установлены Федеральным законом № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

Обязательные требования устанавливаются федеральными законами; Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года; актами, составляющими право Евразийского экономического союза; положениями международных договоров Российской Федерации, не требующими издания внутригосударственных актов для их применения и действующими в Российской Федерации; нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; муниципальными нормативными правовыми актами.

Федеральным законом о госконтроле закреплены единые принципы государственного контроля, однако порядок проведения контрольными (надзорными) органами мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, а также контрольных (надзорных) мероприятий, критериев оценки рисков должны быть определены положениями о видах госконтроля или федеральными законами о видах контроля.

Положениями и федеральными законами о видах контроля определяются:

– контрольные (надзорные) органы, уполномоченные на осуществление вида контроля;

– критерии отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления вида контроля;

– перечень профилактических мероприятий в рамках осуществления вида контроля;

– виды контрольных (надзорных) мероприятий, проведение которых возможно в рамках осуществления вида контроля, и перечень допустимых контрольных (надзорных) действий в составе каждого контрольного (надзорного) мероприятия;

– виды и периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий для каждой категории риска, за исключением категории низкого риска;

– особенности оценки соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, имеющими лицензию;

– иные вопросы, регулирование которых в соответствии с настоящим федеральным законом, а в случаях, установленных настоящим федеральным законом, в соответствии с федеральными законами о видах контроля осуществляется положением о виде контроля.

Виды контроля (надзора) будут закреплены в электронном реестре, который будет доступен с 2022 года. Отсутствие вида контроля в реестре повлечет невозможность проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

Стоит обратить внимание также на то, что федеральным законом устанавливается система оценки и управления рисками (риск-ориентированный подход).

Риск-ориентированный подход – вероятность наступления событий, следствием которых может стать причинение вреда (ущерба) различного масштаба и тяжести охраняемым законом ценностям.

Контрольными (надзорными) органами будет оцениваться риск причинения вреда (ущерба), определяться вероятность возникновения риска и масштаба вреда (ущерба) для охраняемых законом ценностей для каждого подконтрольного субъекта.

Федеральным законом о госконтроле определены следующие категории риска причинения вреда (ущерба):

– чрезвычайно высокий риск;

– высокий риск;

– значительный риск;

– средний риск;

– умеренный риск;

– низкий риск.

Положением о виде контроля должно быть предусмотрено не менее трех категорий риска, в том числе в обязательном порядке категория низкого риска.

Федеральным законом о госконтроле вводятся новые профилактические мероприятия, такие как:

– информирование;

– обобщение правоприменительной практики;

– меры стимулирования добросовестности;

– объявление предостережения;

– консультирование;

– самообследование;

– профилактический визит.

Предлагаем остановиться на одном из самых интересных и, на наш взгляд, самом актуальном профилактическом мероприятии – самообследовании.

Самообследование осуществляется в автоматизированном режиме с использованием одного из способов, указанных на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети Интернет, и может касаться как контролируемого лица в целом, так и его обособленных подразделений, иных объектов. Контролируемые лица, которые получили высокую оценку соблюдения обязательных требований по итогам самообследования, вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований.

Аналогом самообследования является независимая оценка соблюдения обязательных требований (гл. 11), которая может проводиться организациями, независимыми от контрольного (надзорного) органа и контролируемого лица, аккредитованными в национальной системе аккредитации в форме органа инспекции.

При подтверждении соблюдения обязательных требований независимый орган инспекции выдает контролируемому лицу заключение о подтверждении соблюдения обязательных требований (далее – «Заключение о соответствии»). К заключению о соответствии прилагается полный перечень обязательных требований, прошедших оценку, с указанием нормативных документов, устанавливающих данные требования.

Национальным органом по аккредитации будет осуществляться формирование и ведение реестра заключений о соблюдении обязательных требований.

Наличие такого заключения будет являться одним из важнейших показателей добросовестности контролируемого лица, что поможет существенно снизить нагрузку и исключить проведение дополнительных профилактических мероприятий, а также снизить риски проведения контрольных (надзорных) мероприятий (внеплановых проверок).

Перечень контрольных (надзорных) мероприятий установлен ст. 56 федерального закона о госконтроле и включает следующие мероприятия:

– контрольная закупка;

– мониторинговая закупка;

– выборочный контроль;

– инспекционный визит;

– рейдовый осмотр;

– документарная проверка;

– выездная проверка;

– наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование, осуществляемые без взаимодействия с контролируемыми лицами.

Контрольные (надзорные) мероприятия будут проводиться при наличии у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявлении соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, то есть поступление жалоб граждан, органов государственной власти, в том числе получение контрольным (надзорным) органом сведений о нарушении обязательных требований в рамках проведения профилактических мероприятий.

Также основаниями для проведения контрольных (надзорных) мероприятий являются:

– наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

– поручение президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

– требование прокурора;

– истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

– наступление события, указанного в программе проверок.

Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа.

В тексте данного федерального закона содержится прямой запрет на оценку результативности контрольного (надзорного) органа в зависимости от количества проведенных профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий, что, несомненно, является позитивным нововведением, так же как и сокращение срока проведения проверок до 10 дней.

Таким образом, в середине 2021 года вступит в силу федеральный закон о контроле за соблюдением обязательных требований, который привнесет много новшеств в систему контроля (надзора), в том числе способов его осуществления, таких как дистанционный, путем подключения к информационным ресурсам контролируемого лица.

Бизнес в Российской Федерации подчиняется большому количеству нормативных правовых актов.

В отношении одной сферы деятельности устанавливаются обязательные требования несколькими контрольными (надзорными) органами, множеством нормативных правовых актов, в связи с чем в организации должна быть отлажена и внедрена система определения и отслеживания изменений обязательных требований, должны быть определены внешние и внутренние факторы, связанные с рисками необеспечения соответствия нормам, которые актуальны для целей ее деятельности и влияют на способность организации добиваться результатов и целей осуществления деятельности.


Фото предоставлено фотобанком "Лори".

Было ли полезно?
(Голосов: 0, Рейтинг: 0)

Написать комментарий