Функциональные размеры детской мебели

Функциональные размеры детской мебели

Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства. Именно от здоровья детей и подростков, от того, как обеспечиваются их рост и развитие, будет зависеть уровень благосостояния и стабильности в стране, а ухудшение состояния здоровья детей до достижения ими зрелого возраста неизменно скажется на качестве трудовых ресурсов и воспроизводстве будущих поколений. Поэтому качество предназначенных для детей товаров строго регламентируется.

Одним из наиболее важных элементов окружения детей является детская мебель: столы, стулья, кровати. Основной документ, устанавливающий требования к мебели, в том числе детской, – технический регламент Таможенного союза “О безопасности мебели” (ТР ТС 025/2012).

Согласно ТР ТС 025/2012, мебельная продукция должна быть изготовлена таким образом, чтобы при ее применении по назначению и при условии соблюдения правил, предусмотренных эксплуатационными документами, она обеспечивала:

– механическую безопасность;

– химическую и санитарно-гигиеническую безопасность;

– пожарную безопасность;

– электрическую безопасность.

В частности, механическая безопасность мебели обеспечивается в том числе отсутствием недопустимого риска возникновения опасности падения детей из детских, многоярусных кроватей, высоких детских стульев, ущемления частей тела при эксплуатации мебели, а также необходимым уровнем защиты здоровья детей и подростков от несоблюдения требований к функциональным размерам изделий мебели и требований эргономики и антропометрии.

Функциональными размерами являются размеры изделий мебели и их элементов, обусловленные назначением и условиями их эксплуатации. Нормы по таким размерам установлены в перечне стандартов, применение которых на добровольной основе обеспечивает выполнение требований ТР ТС 025/2012. Ниже приведены основные документы:

– ГОСТ 19301.1-2016 “Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры столов”;

– ГОСТ 19301.2-2016 “Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры стульев”;

– ГОСТ 19301.3-2016 “Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры кроватей”;

– ГОСТ 26682-2016 “Мебель для дошкольных учреждений. Функциональные размеры”;

– ГОСТ 5994-93 “Парты. Типы и функциональные размеры”;

– ГОСТ 11015-93 “Столы ученические. Типы и функциональные размеры”;

– ГОСТ 11016-93 “Стулья ученические. Типы и функциональные размеры”;

– ГОСТ 20902-95 “Столы обеденные школьные. Функциональные размеры”.

Нормы функциональных размеров детской мебели устанавливают на основании данных антропометрии, физиологии, эргономики таким образом, чтобы они способствовали гармоничному физическому развитию детей, выработке у них правильной осанки, длительному сохранению работоспособности, профилактике нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата.

При использовании ребенком несоответствующей его антропометрическим данным мебели возрастает напряжение мышц, увеличивается наклон туловища, развивается его асимметрия, появляется сутулость и искривление позвоночника. На рисунке приведен пример соответствия (а) и несоответствия (б, в, г) размеров стола и стула антропометрическим данным ребенка (Гигиена. Соmреndium: учебное пособие / В.И. Архангельский, П.И. Мельниченко. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 392 с.).

Правильная (а) и неправильная (б, в, г) посадка учащегося

Утвержденные нормы функциональных размеров основаны на антропометрических обследованиях детей и подростков еще в 70-х годах XX века. Обновленные действующие государственные стандарты, по сути, являются переизданиями стандартов того времени без каких-либо значимых изменений.

Согласно публикациям исследований, проведенных зарубежными и российскими специалистами, за последние 50 лет произошли заметные изменения в физическом развитии детей и подростков (Храмцов П., Строкина А., Молдованов В., Сотникова Е. Ученическая мебель: Современный взгляд на функциональные размеры // Вопросы современной педиатрии. 2009; 8(6):26–30). В частности, отмечено, что современные младшие школьники чаще имеют большее значение длины тела, чем их сверстники 70-х годов. Физическое развитие современных младших школьников характеризуется уменьшением длины туловища и увеличением длины нижних конечностей, определяющих функциональные размеры ученических столов и стульев.

Несоответствие функциональных размеров мебели антропометрическим данным современных детей и подростков несет определенные риски ухудшения общего уровня их здоровья и неправильного развития.

В связи с повышенной чувствительностью детского организма к влиянию социально-экономических, экологических и других факторов нормативные требования к функциональным размерам ученической мебели должны пересматриваться не реже одного раза в 10–15 лет.

Кроме того, при пересмотре норм стандартов, опираясь на современные исследования по антропометрии, необходимо учитывать возможность применения более гибких интервалов в значениях функциональных размеров.

Авторы: Дмитрий Фурсов и Наталья Шереметьева, эксперты Академии РОСТЕСТ


Фото предоставлено фотобанком "Лори".

Было ли полезно?
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)

Написать комментарий