Ростест
en
+74951298625
(495) 150 70 00
Декларация и сертификат на серийный выпуск: как снизить риск отмены действия

Декларация и сертификат на серийный выпуск: как снизить риск отмены действия

Отзывы о мероприятии

30 июня Академия РОСТЕСТ провела вебинар “Декларация и сертификат на серийный выпуск. Обязательства заявителя (изготовитель, импортер, продавец): как снизить риск отмены действия декларации о соответствии или сертификата о соответствии”. Спикеры мероприятия – генеральный директор АО “РОСТЕСТ” Нина Мощенская и юрисконсульт АО “РОСТЕСТ” Юлия Васильцюн – рассказали, как первой стороне обеспечить стабильность соответствия серийно выпускаемой продукции установленным требованиям и правильно организовать у изготовителя, в том числе иностранного, проведение производственного контроля.

С учетом новых положений национального законодательства вопрос обеспечения соответствия продукции, процессов производства, процедуры оценки (подтверждения) соответствия и документов об оценке соответствия всем установленным требованиям стал еще более актуальным.

21 июня 2021 года, раньше чем ожидалось, вступили в силу три новых постановления Правительства Российской Федерации:

– Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2021 № 934 “Об утверждении Правил принятия национальным органом по аккредитации решения о признании недействительными документов, выданных аккредитованными испытательными лабораториями в результате их деятельности”;

– Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2021 № 935 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. № 1856”;

– Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2021 № 936 “О порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными и порядке приостановления, возобновления и прекращения действия сертификатов соответствия, признания их недействительными”.

В постановлении Правительства Российской Федерации № 934 определены нарушения со стороны аккредитованных испытательных лабораторий при оформлении протоколов испытаний. При выявлении таких нарушений Росаккредитация может признать протоколы испытаний недействительными. За признанием недействительными протоколов испытаний автоматически последует и признание недействительными разрешительных документов, выданных на их основании.

В постановлении Правительства Российской Федерации № 936 приведены основания для признания Росаккредитацией или органом государственного контроля (надзора) недействительными сертификатов соответствия или деклараций о соответствии.

Как отметили спикеры, критерии признания недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия, закрепленные в новых постановлениях, говорят о смещении акцента с выявления несоответствий продукции на рынке на выявление несоответствующей установленным требованиям продукции, процедур оценки (подтверждения) соответствия, самих разрешительных документов и сведений о них, передаваемых в единый реестр, установленным требованиям посредством надзора за деятельностью аккредитованных лиц. Это подтверждают и результаты опроса участников вебинара.

Но, несмотря на переставленные акценты, в соответствии со ст. 36 № 184-ФЗ “О техническом регулировании” за несоответствие продукции требованиям технических регламентов несет ответственность изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя).

РОСТЕСТ провел опрос участников вебинара для наглядной демонстрации существующей практики прекращения контрольными (надзорными) органами деклараций о соответствии и сертификатов соответствия. Среди причин, по которым надзорный орган чаще всего прекращает декларацию или сертификат на серийный выпуск продукции, участники вебинара выделили:

– неполный комплект доказательственных материалов;

– содержание в протоколе не всех показателей безопасности;

– неверный выбор регламента;

– аннулирование протокола испытаний;

– технические ошибки и опечатки, например в адресах.

Исходя из указанной статистики, спикеры подготовили несколько тем для обсуждения.

 

Производственный контроль: обязанности изготовителя

Производственный контроль является обязательным элементом всех схем оценки соответствия серийно выпускаемой продукции. Его цель – обеспечение стабильности соответствия выпускаемой продукции требованиям технических регламентов и технической документации изготовителя. При контрольных (надзорных) мероприятиях оценивается, насколько корректно его проводит первая сторона.

Обязанность изготовителя проводить производственный контроль закреплена в Решении Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. № 621 “О Положении о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза” и Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 18 апреля 2018 г. № 44 “Типовые схемы оценки соответствия”.

В решении КТС № 621, которое применяется пока еще в отношении большинства технических регламентов, эта обязанность лишь упомянута для схем декларирования серийно выпускаемой продукции. Для схем сертификации серийно выпускаемой продукции в нем указано, что заявитель принимает все необходимые меры, чтобы процесс производства был стабильным и обеспечивал соответствие изготавливаемой продукции требованиям технических регламентов. Поскольку основной инструмент для обеспечения стабильности характеристик – мониторинг и измерения, проведение производственного контроля для схем сертификации серийно выпускаемой продукции здесь также подразумевается.

В решении Совета ЕЭК № 44 необходимость проведения производственного контроля уже четко обозначена как для схем декларирования, так и для схем сертификации и государственной регистрации (1р).

В разделе X решения Совета ЕЭК № 44 приведены элементы производственного контроля:

– входной контроль сырья, материалов и комплектующих;

– операционный контроль технологии производства продукции;

– приемочный (приемо-сдаточный) контроль готовой продукции;

– контроль продукции, не соответствующей требованиям, установленным техническим регламентом;

– контроль оборудования;

– контроль средств измерений и испытательного оборудования;

– контроль разработки и ведения технической документации;

– периодический контроль готовой продукции;

– контроль параметров окружающей среды на рабочих местах;

– контроль санитарно-защитной зоны (при наличии);

– гигиена персонала (для производств пищевой продукции).

Контроль параметров окружающей среды на рабочих местах и контроль санитарно-защитной зоны, необходимый для обеспечения безопасности условий труда, не имеют отношения к соответствию продукции требованиям и обеспечению стабильности характеристик выпускаемой продукции, и хотя эти виды контроля представлены в решении Совета ЕЭК № 44 как элементы производственного контроля, они являются, скорее, частью общей системы управления качеством на предприятии.

Продолжение можно посмотреть здесь

Читайте также материалы мероприятий:                     

Новые полномочия надзорных органов. Итоги свободного микрофона

Новые полномочия надзорных органов и неуправляемые риски