Ростест
en
+74951298625
(495) 150 70 00
Безопасность игрушек. Требования ТР ТС 008/2011. Часть 2

Безопасность игрушек. Требования ТР ТС 008/2011. Часть 2

Отзывы о мероприятии

1 часть релиза: https://rtmsk.ru/dajdzhest/bezopasnost_igrushek_trebovaniya_tr_ts_008_2011/ 


Сведения, предоставляемые изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом), импортером:

– документ, по которому изготовлена игрушка (схемы 1с, 2с);

– цветное изображение типового(-ых) образца(-ов) игрушки;

– копии конструкторской документации или техническое описание типового(-ых) образца(-ов) игрушки;

– сведения о сырье, материалах и комплектующих изделиях, информация об их изготовителях и импортерах (схемы 1с, 2с);

– эксплуатационные документы (при наличии);

– перечень стандартов, требованиям которых должны соответствовать игрушки, из перечня взаимосвязанных стандартов, обеспечивающих соблюдение требований регламента (при их применении изготовителем);

– сертификат соответствия на систему менеджмента производства игрушек (схема 2с);

– контракт (договор на поставку) или товаросопроводительная документация (для партии игрушек) (схема 3с).

 

Игрушки и электромагнитная совместимость

На игрушки с активными электронными цепями, а именно игрушки, способные создавать электромагнитные помехи и (или) качество функционирования которых зависит от воздействия внешних электромагнитных помех (радиоуправляемые, электромеханические, электротехнические и электронные, получающие питание от химических источников тока или безопасного трансформатора), распространяются требования ТР ТС 020/2011.

Подробнее о том, как определить, содержит ли игрушка активные электронные цепи, читайте: Электромагнитная совместимость технических средств. Требования ТР ТС 020/2011

Оценка соответствия игрушек, содержащих активные электронные цепи, требованиям ТР ТС 020/2011 проводится в форме декларирования. Оформление двух документов – это дополнительные траты, поэтому при оценке соответствия таких игрушек мы рекомендуем получать единый разрешительный документ. ТР ТС 020/2011 позволяет заменить декларирование сертификацией. Сертификация – более оптимальный вариант и с экономической с точки зрения, и с точки зрения рисков, поскольку в таком случае заявитель разделяет свою ответственность с органом по сертификации.

 

Оценка (подтверждение) соответствия

Оценка соответствия игрушек осуществляется в форме сертификации. При сертификации серийно выпускаемых игрушек применяются схемы 1с, 2с, при сертификации партии – схема 3с.

Срок действия сертификата соответствия для серийно выпускаемой продукции – не более пяти лет, для партии продукции – бессрочно.

 

Планируемые изменения

Большинство изменений, предусмотренных проектом изменений № 3, направлено на гармонизацию требований ТР ТС 008/2011 c международными требованиями.

РОСТЕСТ принимает активное участие в деятельности рабочей группы и выступает за то, чтобы привести большую часть требований ТР ТС 008/2011 в соответствие с европейскими нормами. Гармонизация требований позволит облегчить импортерам игрушек выход на российский рынок, а российским производителям – поставки продукции на международные рынки.

 

Термины и определения

Статью 2 ТР ТС 008/2011 “Определения” планируется дополнить новыми определениями, такими как “набор для развития вкусовых навыков”, “набор для изготовления парфюмерно-косметической продукции”, “ароматизированная игрушка”, “фирменное наименование игрушки”.

Фирменное наименование игрушки должно быть приведено в информации, указываемой на маркировке.

Определение мягконабивной игрушки будет скорректировано следующим образом: “мягконабивная игрушка – игрушка с каркасом или без каркаса, с мягкой поверхностью и мягким наполнителем, позволяющим ребенку легко сжимать ее основную часть рукой”.

 

Требования безопасности

В проекте изменений предлагается убрать требование по неинфицированности материала игрушки, поскольку нет методов, позволяющих это подтвердить. Останется лишь требование к отсутствию загрязнений материала.

Горячие обсуждения вызывает вопрос отмены запрета на использование вторичного сырья. Многие изготовители поддерживают данную позицию. К тому же концепция использования вторичного сырья отвечает политике государства по переработке отходов. Действующая редакция ТР ТС 008/2011 позволяет использовать только вторичное сырье с отходов собственного производства. Однако у органов по сертификации и проверяющих органов нет методик, чтобы подтвердить, какое именно вторичное сырье было использовано. Подобного запрета нет ни в ТР ТС 007/2011, ни в ТР ТС 025/2011.

Требование о недопустимости поверхностного окрашивания и росписи игрушек-погремушек и игрушек, контактирующих со ртом ребенка, будет скорректировано. Роспись будет допускаться, но она должна быть стойкой к действию слюны, пота, влажной обработке, горячей воде, истиранию.

Требование по недопустимости утечки жидкого наполнителя будет проверяться только для игрушек для детей в возрасте до трех лет и игрушек, которые по функциональному назначению имеют непосредственный контакт со ртом ребенка.

Требование к напольной игрушке массой более 4,5 кг будет дополнено информацией о недопустимости ее опрокидывания.

Скорректировано требование к шнурам летающих игрушек: они должны изготавливаться из материала, удельное электрическое сопротивление которого должно быть более 100 Мом/см.

Все эти изменения соответствуют взаимосвязанному стандарту ГОСТ EN 71-1.

В ТР ТС 008/2011 планируется также добавить ссылку на ТР ТС 021 “О безопасности пищевой продукции” и ТР ТС 022/2011 “Пищевая продукция в части ее маркировки”. Такая продукция, как наборы для развития вкусовых навыков, должна будет соответствовать данным техническим регламентам.

 

Маркировка

Проект изменений предусматривает дополнение требований к маркировке. Будет оговорено, что информация, выносимая на маркировку, и предупреждающие надписи не должны быть скрыты упаковкой.

При маркировке необходимо также будет указывать:

– фирменное наименование игрушки (при наличии);

– сведения об игрушке, обеспечивающие ее идентификацию (вид, модель, артикул и (или) иной идентификационный признак, позволяющий отнести продукцию к игрушкам, достоверно ее характеризовать и позволять отличать от другой игрушки) (при наличии);

– наименование страны изготовления игрушки (если страна, где расположено производство игрушек, не совпадает с юридическим адресом изготовителя);

– ароматизатор (при наличии).

При указании в маркировке фирменного наименования, местонахождения изготовителя (за исключением страны происхождения), товарного знака изготовителя, сведений об игрушке, обеспечивающих ее идентификацию, будет допустимо использование букв латинского алфавита.

В регламент будет добавлена ссылка на ТР ТС 009/2011. При маркировке косметических наборов и настольных игр для развития обоняния нужно будет учитывать требования ТР ТС 009/2011.

 

Исключения из области распространения

Перечень изделий, которые не рассматриваются как игрушки и на которые не распространяется ТР ТС 008/2011 (приложение 1), будет уточнен для однозначного понимания. Например, для такого изделия, как бижутерия для детей, будет добавлено уточнение “за исключением украшений, приравниваемых к игрушкам, а также игровых наборов для изготовления украшений”. Другой пример: для велосипедов, предназначенных для движения по дорогам общего пользования, уточнена максимальная высота седла – не более 435 мм. Напомним, велосипеды с максимальной высотой седла более 435 мм подлежат оценке соответствия ТР ТС 007/2011.

Уточнено, что к спортивному инвентарю относятся роликовые коньки, скейтборды, предназначенные для занятий спортом детей массой более 20 кг.

Приложение 1 также будет дополнено новой продукцией, которая не будет входить в ТР ТС 008/2011:

– подводный инвентарь, приспособления для обучения плаванию (например, надувные манжеты, надеваемые на руки, плавательные сиденья и надувные средства, предназначенные для спасения жизни);

– фейерверки, хлопушки, пистоны, конфетти, детонаторы, которые не предназначены специально для игрушек;

– электронное оборудование, такое как персональные компьютеры и игровые приставки, используемые для доступа к интерактивному программному обеспечению и соответствующему периферийному оборудованию, если только электронное оборудование или соответствующее периферийное оборудование не предназначено для использования детьми и имеет самостоятельную игровую ценность в качестве специальных персональных компьютеров, клавиатуры, джойстика или рулевого колеса;

– интерактивное программное обеспечение, предназначенное для отдыха и развлечений, такое как компьютерные игры и электронные носители записи, например CD, флеш-память;

– сувенирная продукция (изделия, предназначенные для удовлетворения эстетических потребностей человека и не предназначенные для игры ребенка);

– наборы для творчества, предназначенные для взрослых;

– наборы для выращивания растений и живых существ (например, муравьев).

 

Требования гигиенической безопасности

Требования приложения 2 планируется дополнить. Установлена удельная активность цезия-137 в материалах и изделиях из древесины, которая не должна превышать 300 Бк/кг.

Уточнено, что уровень напряженности электростатического поля на поверхности игрушек, который не должен превышать 15 кВ/м, будет проверяться у игрушек, изготовленных из полимерных материалов, полимерсодержащих материалов, текстильных и смешанных текстильных материалов.

Рабочей группой по внесению изменений в ТР ТС 008/2011 обсуждаются изменения требований по уровню звука игрушек. Нормы действующей редакции регламента определены с учетом возраста ребенка, что вызывает вопросы. Как отметили спикеры, оптимальный вариант – привести требования регламента в соответствие с взаимосвязанным стандартом ГОСТ EN 71-1, требования которого приведены с учетом, сколько длится звук игрушки и как близко к слуховому аппарату ребенка игрушка предназначена для использования. Однако представители Росздравнадзора и Роспотребнадзора такое предложение категорически отклоняют. Рассматривается вариант оставить нормы как есть с учетом возраста ребенка, но не проверять эквивалентный уровень звука для таких игрушек, как:

– издающие импульсный звук;

– игрушки-модели для спортивных соревнований;

– устройства воспроизведения фонограмм;

– настроенные музыкальные игрушки;

– духовые игрушки;

– ударные игрушки (в том числе погремушки);

– игрушки типа “пищалки”.

Показатели максимального уровня звука останутся прежними, но не будут проверяться для:

– игрушек-модулей для спортивных соревнований;

– устройств воспроизведения фонограмм;

– настроенных музыкальных игрушек;

– духовых игрушек;

– ударных игрушек (в том числе погремушек);

– игрушек типа “пищалки”.

 

Требования к миграции химических веществ

Миграция вредных химических веществ из игрушек определяется в водную или воздушную среду в зависимости от вида изделия.

Проект изменений предусматривает корректировку списка изделий, для которых миграция вредных веществ будет проводиться только в воздушную среду. В него войдут:

– мягконабивные игрушки, предназначенные для детей старше трех лет;

– одежды для кукол;

– игрушки, несущие массу тела ребенка;

– неподвижные напольные игрушки;

– игрушки, внутри которых может поместиться ребенок;

– воздушные змеи;

– формующиеся массы, краски, гуаши (за исключением наносимых пальцами, предназначенных для детей до трех лет);

– клей.

Стоит отметить, что действующая редакция ТР ТС 008/2011 содержит неоправданно завышенные требования в отношении миграции формальдегида и фенола в воду из красок, пластилинов, глины, гуаши и аналогичных изделий (приложение 2 технического регламента ТР ТС 008/2011 “О безопасности игрушек”) и заявители нередко сталкивались с тем, что продукция не проходит испытания по этим показателям. Планируемые изменения должны улучшить ситуацию, поскольку требование к миграции вредных веществ в воздушную среду гораздо менее жесткое, чем к миграции в водную среду.

Нормы содержания вредных веществ, таких как свинца, сурьмы, ртути, кадмия, хрома, мышьяка, селена, бария, останутся прежними, однако они будут определяться не через выделение в модельную среду (соляную кислоту), а по содержанию на 1 кг материала.

Большие дискуссии вызывают испытания игрушек на животных. Во многих развитых странах такие испытания запрещены. Многие производители подписывают соответствующие декларации о том, что не проводят испытания на животных. Однако в РФ для игрушек, предназначенных для детей до трех лет, и игрушек, контактирующих с полостью рта ребенка, проведение испытаний на животных – обязательное требование. В настоящее время рассматривается вариант полностью исключить испытания на животных и определять только индекс токсичности или же оставить испытания на животных в качестве арбитражного метода, в случае если получены отрицательные результаты исследования по индексу токсичности.

В действующей редакции регламента не оговорено, для каких игрушек определяется индекс токсичности в водную среду, а для каких – в воздушную. Проект изменений предполагает уточнение, согласно которому индекс токсичности в воздушной модельной среде будет определяться для следующих категорий игрушек:

– мягконабивные игрушки, предназначенные для детей старше трех лет;

– одежды для кукол;

– игрушки, несущие массу тела ребенка;

– неподвижные напольные игрушки;

– игрушки, внутри которых может поместиться ребенок;

– воздушные змеи;

– формующиеся массы, краски, гуаши (за исключением наносимых пальцами, предназначенных для детей до трех лет);

– клей.

Такое изменение должно смягчить требования.

В приложении 2, п. 6, будет уточнена формулировка наименования игрушек, для которых проверяются микробиологические показатели. Вместо “Игрушки с наполнителем для детей до 1 года…” будет “Игрушки с жидким наполнителем для детей до 1 года, формирующиеся массы, в том числе пластилин, песок и краски, наносимые пальцем…”.

 

Изменения в части установления форм, схем и процедур оценки соответствия

Изменения в регламент предусматривают имплементацию определений и схем, утвержденных решением Совета ЕЭК от 18 апреля 2018 года № 44.

Добавляется возможность применения инструментального (аналитического) метода идентификации.

Комплект документов, предоставляемый в орган по сертификации вместе с заявкой, предлагается разрешить предоставлять не только на бумажных, но и на электронных носителях.

Схему 2с планируется исключить из регламента, поскольку на сегодня она не является рабочей.