Ответы на вопросы участников вебинара, состоявшегося 9 июня 2022 года

Тема: “Актуальные изменения и тренды в регулировании обращения химической продукции. Технический регламент ТР ЕАЭС 041/2017 "О безопасности химической продукции": отменить, нельзя, использовать?”.

Релиз мероприятия: 

Отзывы о прямом эфире, состоявшемся 9 июня 2022 г

– Если химпродукция завозится для производственных нужд. В таком случае необходимо подтверждение соответствия? Распространяется регламент на данную продукцию?

Например, пластик (ABS, PC...) завозится в гранулах, далее методом литья под давлением изготавливаются пластиковые детали для бытовой техники. CAS-номера включены в реестр. Что в таком случае?

– Если обратиться к европейскому законодательству, то, согласно статье 2 Регламента REACH, полимеры можно не регистрировать. Регистрации подлежат только мономеры.

Если рассматривать тот подход к полимерам, который предлагают внедрить разработчики ТР ЕАЭС 041/2017, то можно заметить, что он несколько отличается.

С одной стороны, полимеры не подлежали инвентаризации в рамках предварительного этапа к подготовке к вступлению в силу технического регламента. Согласно проектам документов второго уровня, вынесенным на публичное обсуждение (Порядок проведения нотификации новых химических веществ и Порядок формирования и ведения реестра химических веществ и смесей ЕАЭС), полимеры не будут подлежать нотификации. Данное решение хорошо согласуется с логикой, заложенной в Регламенте REACH.

Но в то же время в техническом регламенте ТР ЕАЭС 041/2017 не установлено, что полимеры относятся к исключениям. Согласно принятой редакции ТР ЕАЭС 041/2017, технический регламент распространяется на всю химическую продукцию, выпускаемую в обращение на таможенной территории ЕАЭС, за исключением продукции по перечню согласно приложению 1.

Исходя из данной трактовки области применения регламента, сырье для последующего изготовления изделий подлежит подтверждению соответствия требованиям ТР ЕАЭС 041/2017.

Кроме того, в проектах документов второго уровня указана необходимость регистрации полимеров. Так, в проекте Порядка формирования и ведения реестра химических веществ и смесей ЕАЭС (документ второго уровня) в пункте 21 установлено: “Если сведения о полимере и (или) его мономере (мономерах): включены в реестр, полимеры подлежат государственной регистрации с учетом остаточного количества мономера (мономеров) и не прореагировавших веществ, влияющих на классификацию. Если сведения о мономере, присутствующем в составе полимера, не включены в реестр, полимер, сведения о котором не включены в реестр, подлежит государственной регистрации после нотификации нового мономера”.

Вероятно, для полимеров будет действовать уведомительная регистрация, если мономеры включены в реестр и прошли государственную регистрацию.

– Исключена ли малотоннажная продукция (<1 т в год) из процесса нотификации?

– Процесс нотификации – это процедура включения сведений о новых химических веществах и смесей в реестр химических веществ и смесей Союза.

В принятой на данный момент редакции ТР ЕАЭС 041/2017 нет исключений для продукции малотоннажной. Однако в проекте изменений к ТР ЕАЭС 041/2017 есть предложение внести такое исключение, в том числе и в части внесения сведений в реестр о химической продукции, производство которой не превышает одну тонну одним производителем/импортером в год.

Данный проект прошел публичное обсуждение, но на данный момент еще не утвержден.

– Могли бы поделиться драфтами ГОСТов 2022 г.?

– Можем направить последние редакции ГОСТов 2022 г.

– Подскажите, пожалуйста, верно ли я понимаю, что нужно регистрировать в России паспорт на импортную бытовую химию, который предоставлен производителем? Нужен ли будет паспорт на импортную бытовую химию после вступления в силу ТР ТС 041?

– Товары бытовой химии не попадают под прямое исключение из области распространения ТР ЕАЭС 041/2017.

При вступлении в силу ТР ЕАЭС 041/2017 необходимость в наличии паспорта безопасности, оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ 30333, будет установлена.

Кроме того, имеется проект технического регламента “О безопасности синтетических моющих средств и товаров бытовой химии”, в котором также установлена необходимость разработки паспорта безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ 30333-2007.

Таким образом, для целей соответствия требованиям ТР ЕАЭС 041/2017 надо будет разрабатывать паспорт безопасности по форме, установленной в ГОСТ 30333.

Поскольку положения как ТР ЕАЭС 041/2017, так и ГОСТ 30333-2007 разработаны с учетом рекомендаций ООН СГС, то при наличии паспорта безопасности от изготовителя на импортную продукцию оформление паспорта безопасности по установленным в ГОСТ 30333 правилам не составит большого труда. 

Согласно п. 4.2.9 ГОСТ 30333-2007, перед изданием паспорт безопасности должен быть зарегистрирован компетентным органом.

– К вопросу инвентаризации. Непонятно, на основании каких документов сейчас перечень закрыт. Проект решения “О формировании и ведении реестра химических веществ и смесей Евразийского экономического союза, нотификации новых химических веществ” содержит следующее предложение по срокам:

“б) обеспечить: проведение до 1 декабря 2022 г. компетентными органами (организациями) с участием представителей промышленности инвентаризации химических веществ (в том числе в составе смесей), находящихся в обращении и планируемых к обращению на таможенной территории Союза, и представление в Комиссию соответствующих сведений”.

Вопрос: почему сейчас нельзя внести новые вещества, а нужно ждать вступления ТР в силу?

– Инвентаризация проводилась в период 13 мая 2019 г. – 30 декабря 2020 г.

Компаниям, которые по каким-либо причинам не успели принять участие в инвентаризации, рекомендуется проверить наличие производимых/импортируемых химических веществ в итоговом Едином перечне химических веществ на портале ГИСП. Если ваши вещества представлены в перечне, то дополнительных действий не требуется.

В случае если информация по ним отсутствует, то рекомендуется дождаться общего перечня химических веществ Союза, который будет сформирован на основе результатов инвентаризации химических веществ в государствах – членах Евразийского экономического союза, и осуществить аналогичный поиск в нем.

Если вещества будут отсутствовать и в общем перечне Союза, то для включения вещества в реестр без проведения в его отношении процедуры нотификации компании смогут воспользоваться отложенной нормой. Однако для этого должно быть выполнено одно условие. 

Так, согласно проекту решения Совета ЕЭК, в течение двух лет с даты вступления в силу ТР ЕАЭС 041/2017 компании имеют право представить сведения о химическом веществе для включения в реестр без проведения процедуры нотификации, если смогут доказать факт обращения заявляемых химических веществ на рынке Союза до момента введения ТР ЕАЭС 041/2017 в действие. В качестве подтверждающих документов может выступать договор на поставку (купли-продажи), товарно-транспортная накладная, сведения о наличии химического вещества в национальном реестре химической продукции государства-члена и пр.

Согласно проекту решения о формировании и ведении реестра химических веществ, данная отложенная мера будет действовать в течение двух лет с даты вступления в силу ТР ЕАЭС 041/2017.

Однако механизм подачи сведений в рамках отложенной нормы будет уточнен после опубликования общего перечня химических веществ Союза.

– Добрый день! Скажите, пожалуйста, как вы считаете, нужны ли паспорта безопасности на ароматизаторы и технологически вспомогательные вещества, для которых ТР ТС 029 не установлены показатели безопасности и критерии чистоты?

– Вопрос требует уточнения назначения продукции. 

Перечень ароматизаторов и вспомогательных веществ, разрешенных к использованию в производстве пищевой продукции, установлен в ТР ТС 029/2012. Если данных ароматизаторов или вспомогательных веществ нет в перечне разрешенных ТР ТС 029/2012, то такая продукция уже должна рассматриваться как химическая продукция (химическое вещество либо смесь), на которую распространяются требования ТР ЕАЭС 041/2017, в том числе и разработка паспортов безопасности.

– В каком документе говорится о необходимости обязательной регистрации паспорта безопасности (далее – ПБ) химической продукции?

– В настоящее время действующим документом, устанавливающим требования к паспорту безопасности, является ГОСТ 30333-2007. При вступлении в силу ТР ЕАЭС 041/2017 необходимость в наличии паспорта безопасности, оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ 30333, будет установлена, поскольку данный стандарт включен в IX статью ТР ЕАЭС 041/2017.

Согласно п. 4.2.9 ГОСТ 30333-2007, перед изданием паспорт безопасности должен быть зарегистрирован компетентным органом.

Для разработки паспорта безопасности руководствуются документом Р 50.1.102-2014 “Рекомендации по стандартизации. Составление и оформление паспорта безопасности химической продукции”. В п. 4.7 установлено, что в соответствии с пунктом 4.2.9 ГОСТ 30333 паспорт безопасности подлежит регистрации/перерегистрации. ФГУП “ВНИЦСМВ” осуществляет ведение Регистра паспортов безопасности в соответствии с приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2009 г. № 4547. Держателем документального фонда паспортов безопасности является ФГБУ “РСТ” в результате смены наименования ФГУП “ВНИЦСМВ” на ФГУП “ВНИИ СМТ” и затем на ФГБУ “РСТ”.

Согласно п. 6.1.3 Р 50.1.102-2014: “При регистрации паспорта безопасности уполномоченное лицо присваивает регистрационные реквизиты, состоящие из регистрационного номера паспорта безопасности (РПБ №) и срока действия ПБ”.

Кроме того, титульный лист паспорта безопасности имеет установленную форму представления информации в виде набора стандартных полей и является учетным документом Регистра паспортов безопасности.

Исходя из вышесказанного, без регистрационного номера паспорт безопасности не будет считаться оформленным должным образом.