Надзорные органы будут проверять испытательные лаборатории в России? Не секрет, что сейчас большинство деклараций о соответствии оформляют на основании протокола испытаний...
– Надзорные органы будут проверять испытательные лаборатории в России?
Не секрет, что сейчас большинство деклараций о соответствии оформляют на основании протокола испытаний, выданных испытательными лабораториями Армении или Киргизии, потому что их никто не проверяет, т. е. рисков аннулирования деклараций о соответствии нет? (Светлана Горячева, ООО “Русконтракт”)
– Государствами – членами Евразийского экономического союза подписано Соглашение о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза в целях гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в указанной сфере.
Документом закреплен уже знакомый нам риск-ориентированный подход, предусматривающий осуществление государственного контроля (надзора) на основе оценки риска нарушения требований.
Предполагается, что государственный контроль (надзор) должен будет осуществляться на основе анализа и прогнозирования исполнения требований технических регламентов Союза, которые будут включать в себя изучение и обобщение сведений о заявителях, исследованиях и испытаниях, информации, полученной по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, информации о продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Союза.
Соглашением определяются основы взаимодействия органов государственного контроля (надзора) и иных органов государств – членов Союза (в том числе уполномоченных в соответствии с законодательством государства-члена на проведение аккредитации), в том числе путем систематического обмена информацией.
Таким образом, аналогичный механизм государственного контроля (надзора) будет реализован во всех государствах – членах ЕАЭС. В том числе продукция, выпущенная в обращение на территории ЕАЭС, уже проходит проверку, например, в Беларуси. Госстандарт Республики Беларусь отбирает образцы товара, направляет на испытания и в случае отрицательных результатов испытаний прекращает действие разрешительного документа на территории Республики Беларусь. Далее Госстандарт в соответствии с Рекомендациями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 июня 2018 г. № 9 “О взаимодействии органов государственного контроля (надзора) государств – членов Евразийского экономического союза при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза” направляет сведения о вышеизложенном в контрольные (надзорные) органы страны ЕАЭС, в которой был выдан сертификат соответствия, зарегистрирована декларация о соответствии (в РФ – это Росаккредитация, Росстандарт, Роспотребнадзор и др.). В свою очередь, эта информация о несоответствии продукции установленным требованиям является основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий не только в отношении аккредитованного лица, но и в отношении заявителей/изготовителей. В рамках таких контрольных (надзорных) мероприятий как раз будет проверяться соответствие не только продукции, но и доказательственных материалов всем установленным обязательным требованиям. Таким образом, избежать проверок со стороны (контрольных) надзорных органов практически невозможно.
В случае систематических подобных нарушений, выявления несоответствий, в том числе в форме протокола, методах испытаний и др. – добро пожаловать в наиболее высокую категорию риска.
Также следует обратить внимание, что на территории Российской Федерации уже сложилась судебная практика о признании недействительными сертификатов соответствия, выданных на основании протоколов испытательных лабораторий стран ЕАЭС (Казахстан). Например, в рамках дел № 02А-0330/2020, № 02А-0511/2020 по административным искам были признаны недействительными с даты выдачи более 300 сертификатов соответствия, и это не единичный случай.